17 декабря этого года должны состояться апелляционные слушания по делу индивидуального предпринимателя из подмосковного поселка Остров в Ленинском районе Евгения Коваленко и юриста Сергея Якушева. Об этом деле подробно писал еженедельник «Версия», а также рассказывал сам Евгений Коваленко на сайте «Эхо Москвы», уже находясь за решеткой и передавая свои записки в редакцию через адвоката. Тысячи пользователей социальных сетей, следивших за этой историей, поставили свои подписи под петицией, адресованной представителям российской судебной системы, с требованием освободить Коваленко и Якушева. Что же в деле Евгения Коваленко и Сергея Якушева вызывает такую бурную общественную реакцию?
Наказание без преступления?
Как утверждает сам индивидуальный предприниматель, линии теплотрассы и электропередач в его хозяйстве были построены им на собственные средства. «Теплотрассу и кабельные линии я начал строить самостоятельно больше 10 лет назад за счет своих средств и сил. Это было одним из условий кредита, который я брал в Сбербанке, когда начинал свой бизнес. На подстанции у меня было 680 киловатт своих мощностей. Кабельная линия была мною согласована и построена в соответствии со всеми техническими требованиями. Никаких претензий со стороны проверяющих организаций ко мне в связи с этим не было и нет до сих пор», — рассказал Коваленко в ноябре этого года корреспонденту «АиФ». Видновский городской суд своим решением от 3 августа 2015 года на основании имеющихся документов признал право собственности на теплотрассу и линию электросети за бизнесменом. Тот же самый суд спустя четыре года приговорил Евгения Коваленко и работавшего с ним юриста Сергея Якушева к 7 и 5 годам тюремного заключения соответственно. Коваленко и Якушева обвинили в мошенничестве, «совершенном в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору», выразившемся в приобретении путем обмана или злоупотребления доверием прав на ту самую теплотрассу, которая находится на участке Коваленко и которую Видновский суд четырьмя годами ранее признал собственностью Коваленко. Объяснить данный юридический казус никто не берется. Между тем и Якушев, и Коваленко, взятые под стражу еще на этапе следствия, уже в общей сложности около двух лет провели за решеткой.
За это время случилось многое. Доведенная до отчаяния запредельным сроком приговора и тем, что семья осталась без средств к существованию, покончила с собой жена второго обвиняемого по делу — юриста Сергея Якушева. Без обоих родителей остался несовершеннолетний ребенок. Якушева не отпустили даже на похороны жены. У самого Коваленко ампутировано одно легкое и после двух лет нахождения за решеткой сильно ухудшилось здоровье, обострились сопутствующие заболевания, так что врачи не уверены, что он вообще доживет до окончания своего тюремного срока.
Судебные странности
Даже если предположить, что Коваленко и Якушев действительно виновны в совершении противоправного деяния, ни адвокаты, ни правозащитники не понимают, чем обоснована такая суровость приговора и меры наказания. Трубы и провода, в хищении которых обвиняют Коваленко и Якушева, как были, так и продолжают находиться на своем месте — в хозяйстве Евгения Коваленко. Суд так и не смог установить размер ущерба, который был нанесен кому-либо в результате действий обвиняемых или кого-то еще. Потерпевшим была признана компания «РегионБизнесКонтакт», чьи склады находились по соседству с хозяйством Евгения Коваленко. Но и здесь есть непонятные моменты. Адвокаты, занимающиеся делом Коваленко и Якушева, в апелляционной жалобе на приговор суда утверждают, что «потерпевшие» не регистрировали прав на указанные объекты. Как уверяют адвокаты, «представитель организации подтвердил в суде, что она не регистрировала право собственности на теплотрассу, как и не получала необходимой разрешительной документации на ее строительство». Вся линия обвинения была построена на показаниях так называемого «тайного свидетеля», имя которого не было названо и которому нельзя было задать вопросы во время судебных слушаний. Данные обстоятельства, мягко скажем, обескураживают. Но этим странности в деле Коваленко и Якушева не исчерпываются. Когда в ноябре 2018 года дело Коваленко и Якушева поступило в суд, несмотря на то, что оба обвиняемых ранее не были судимы, а их заграничные паспорта были добровольно сданы на хранение еще на этапе следствия, судья Маргарита Волчихина сразу же продлила меру пресечения в виде заключения под стражу на 6 месяцев и отклонила ходатайство адвокатов о возращении дела на дополнительное расследование. За время судебного процесса, который длился 10 месяцев, не было допрошено ни одного свидетеля со стороны обвинения. Кульминацией такой позиции суда стал отказ в допросе специалиста, который явился в суд по приглашению адвокатов обвиняемых. Аналогичным образом было «рассмотрено» и ходатайство о необходимости проведения повторной экспертизы.
Затем процесс поставили «на паузу» и возобновили только, когда у суда появился «секретный свидетель». В современной российской судебной практике это человек, имя которого не разглашается, внешность которого сохраняется втайне и очная ставка и опознание с которым проводятся так, что обвиняемый и адвокаты его не видят. Таким образом, сторона защиты фактически лишена возможности задать такому свидетелю какие-либо вопросы на стадии следствия. Показания «секретного свидетеля» в точности, буквально дословно, по мнению адвокатов, совпадали с версией следствия.
«Формулировки приговора в части описания якобы совершённых Коваленко преступных деяний практически дословно воспроизводят текст обвинительного заключения по делу, а изложение в приговоре показаний вышеуказанных свидетелей полностью совпадает, включая слова и пунктуацию, с текстом обвинительного заключения, составленного следователем, что уже само по себе является грубейшим нарушением закона, влекущим отмену приговора», — рассказал адвокат обвиняемых Глеб Горбунов.
Неполитическое дело
Евгений Коваленко — тёзка обвиняемого по «Московскому делу» другого Евгения Коваленко, которого показывают уже несколько месяцев по всем телеканалам и публикуют в СМИ. Иногда даже возникает путаница. Но дело 55-летнего индивидуального предпринимателя не политическое, не «московское», поэтому прокуратура и судебные инстанции, по всей видимости, не торопятся разбираться в этой ситуации и странностях судебного решения. Однако жестокость приговора, явно несоразмерная с тяжестью «преступления», не может оставить равнодушным никого из тех, кто узнает об этой ситуации. Сразу несколько депутатов Государственной думы — в том числе Михаил Шеремет («Единая Россия»), Валерий Рашкин («КПРФ»), председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева — обратились к Генеральному прокурору Юрию Чайке с запросами о необходимости разобраться в этой ситуации. Ситуацию с делом Евгения Коваленко и Сергея Якушева обещал взять под свой контроль бизнес-омбудсмен Борис Титов. Сами осужденные продолжают надеяться на справедливое разбирательство.