Нельзя помиловать. Кто в мире не собирается отказываться от смертной казни?

Протесты против смертной казни в Таиланде. © / Reuters

Смертная казнь через повешение, примененная в Японии к руководителям религиозной секты «Аум Синрике» (деятельность которой на территории РФ запрещена), многих удивила, а некоторых даже шокировала. О том, что Япония остается одной из крупнейших развитых стран, где смертные приговоры не только выносятся, но и приводятся в исполнение, большинство даже не догадывается.

   
   

Между тем, по сведениям на 2017 год в Стране Восходящего солнца исполнения приговора ожидали около 130 смертников.

Год тому назад, в июле 2017 года, были повешены 61-летний Масакадзу Нисикава и 34-летний Коити Сумида.

Первый был приговорен в 2005 году к смертной казни за четыре убийства, совершенные еще в начале 1990-х. Второй получил смертный приговор в 2013 году — он был признан виновным в убийстве женщины и последующем расчленении ее тела.

Три кнопки

В отличие от Соединенных Штатов, в Японии тема смертной казни широко не обсуждается. Протесты правозащитников и призывы международных организаций на власти не действуют. При этом даже сторонники отмены смертной казни признают, что за ее сохранение в Японии выступает около 80 процентов населения.

Применение смертной казни в Японии регламентируется законом, принятым еще в 1873 году. Исполнение приговора контролируется Министерством юстиции, которое предоставляет крайне скупую информацию — чаще всего это просто констатация того, что казнь состоялась.

Известно, что осужденный, приговоренный к смерти, может ожидать исполнения приговора годами. Никакой предварительной информации о времени казни не получает ни сам осужденный, ни его адвокаты. Лишь непосредственно утром в день исполнения приговора преступнику объявляют, что его час настал.

   
   

Сама казнь осуществляется в специально оборудованной комнате в тюрьме в Токио. Когда осужденному надевают петлю на шею, трое служащих тюрьмы нажимают кнопки, после чего из-под ног приговоренного уходит доска. На самом деле, доску убирает только одна кнопка, а три придуманы для того, чтобы ни один из исполнителей не знал точно, кто лишил приговоренного жизни.

Казнь как государственная тайна

Казнь лидеров секты «Аум Синрике» резко увеличила статистику исполнения смертных приговоров в Японии. Согласно данным за 2017 год, в этой стране казнили 4 преступников. С учетом нынешней экзекуции, в 2018 году эти показатели вырастут в стране минимум вдвое.

Согласно данным, опубликованным организацией Amnesty International, в 2017 году в 23 странах мира состоялась 993 казни. Стоит заметить, что речь идет только об открытых данных, которые предоставляют далеко не все страны. Например, Китай, считающийся безусловным лидером по части исполнения смертных приговоров, считает эти сведения государственной тайной. По неофициальной информации, в 2017 году в КНР казнили свыше 1500 преступников.

Среди стран с открытыми данными безоговорочным лидером является Иран, где в 2017 году не менее 507 человек, или свыше 51 процента всех казней, зафиксированных в мире.

В Иране в качестве способа казни используется повешение. Наибольшее число смертников получают свои приговоры за убийства и распространение наркотиков. Иран является одной из тех стран, в которых существует практика публичных казней. В таком случае осужденного, как правило, вешают, на стреле подъемного крана.

Обезглавливание как традиция

Уверенное третье место в мире по количеству казней в 2017 году удерживала Саудовская Аравия — 146 подобных экзекуций.

При этом саудиты удерживают за собой первое место по обезглавливанию — в 2017 году таким способом были приведены в исполнение 40 процентов всех смертных приговоров.

Церемониал казни за сотни лет продуман до мелочей. Она совершается после полуденной молитвы на центральной площади. Осужденный на смерть доставляется на место с завязанными глазами. Силы правопорядка очищают площадь от автомобилей и прохожих, после чего на земле расстилают кусок материи или пластика голубого цвета.

Офицер шариатской гвардии ведет осужденного в центр этой материи, осужденный становится на колени лицом к Мекке. Зачитывается приговор, палач из рук офицера полиции получает арабскую саблю, подходит к осужденному со спины, делает несколько взмахов мечом в воздухе и отсекает голову. Иногда, в случае, если казненный совершил особо тяжкое преступление, тело преступника может быть выставлено на всеобщее обозрение.

15 миллионов за помилование

В Саудовской Аравии также один из самых длинных списков преступлений, за которые полагается смертная казнь. Среди них не только убийство, изнасилование и угон самолета, но и богохульство, религиозное отступничество, колдовство и чародейство, а также гомосексуальность.

При этом и в Иране, и в Саудовской Аравии существует практика, позволяющая выкупить жизнь приговоренного к смерти. В Иране родственникам убийцы для этого необходимо договориться о размере выплаты родственникам жертвы — если соглашение будет достигнуто, то эшафот заменяется тюремным заключением. В Саудовской Аравии ситуация еще сложнее — несмотря на то, что официально денежный выкуп ограничен суммой, эквивалентной 100 000 евро, порой за спасение родственника от эшафота приходится платить миллионы. Иногда стоимость помилования достигает 15 миллионов евро. Разумеется, это по карману только очень обеспеченным семьям.

Экзекуторы выбирают повешение

Последующие места за первой тройкой занимают страны с высокой активностью террористических группировок — Ирак (не менее 125 казней в 2017 году), Пакистан (не менее 60 казней), Египет (не менее 35 казней), Сомали (24 казни). И лишь следом расположились Соединенные Штаты — 23 казни в 2017 году.

Самым распространенным способом казни в мире остается повешение — в настоящее время такая экзекуция применяется в Афганистане, Бангладеш, Египте, Иордании, Ираке, Иране, Малайзии, Нигерии, Пакистане, Палестине, Сингапуре, Южном Судане и Японии. Расстрел используется в Бахрейне, Белоруссии, Йемене, Китае, ОАЭ, Палестине, Северной Корее, Сомали и Саудовской Аравии. Китай, США и Вьетнам применяют смертельную инъекцию.

ЕС пытается дожать Белоруссию

Если говорить о стране, которая вызывает наибольшее раздражение у правозащитников, то это вовсе не Саудовская Аравия с обезглавливанием, и даже не Япония. Больше всего достается Белоруссии, которая в докладе Amnesty International охарактеризована как «последний палач Европы».

Белорусы портят статистику правозащитникам, оставаясь единственной страной в Европе и Центральной Азии, где смертные приговоры выносятся и продолжают приводиться в исполнение. За 2017 год в республике было вынесено 4 смертных приговора и состоялось две казни.

Европейский Союз осенью 2017 года в очередной раз обращался к Минску с призывом отменить смертную казнь или хотя бы ввести мораторий на ее применение, заявляя: «Смертная казнь — это неприемлемое отрицание человеческого достоинства». В ЕС намекают на то, что готовы в обмен на такое решение предоставить Белоруссии экономические преференции и облегчить визовый режим. Минск, однако, пока не делает решительных шагов в этом направлении.

Интересно, готов ли Брюссель с таким же жаром и рвением убеждать отказаться от смертной казни Эр-Рияд и Токио?