Оставлять чаевые сотрудникам ресторанов, таксистам и курьерам — хороший тон, но не обязанность. В то же время некоторые организации считают иначе и включают эту услугу сразу в счет.
«Безусловно, чаевые — это исключительное право потребителя, он может оставить их по своему желанию, — отвечает адвокат Тимур Харди. — Изначально практика чаевых вводилась для стимулирования работников общепита, когда сами работодатели им платили не так много. Однако со временем заведения стали наглеть, и теперь некоторые из них включают чаевые в чек. Это незаконно. Действующие «Правила оказания услуг общественного питания» запрещают включать в счет дополнительные платежи, в том числе чаевые. Делать это могут только по желанию клиента и с предупреждением его о стоимости данной позиции. Иначе налицо административное правонарушение — навязывание дополнительных услуг (статья 14.8 КоАП РФ). Организации, которые так поступают, могут получить штраф в размере до 30 тыс. рублей и понести огромные репутационные потери.
Сама практика «взять чаевые любой ценой» незаконна. Кто не хочет — может просто их не платить. Включение же вознаграждения для персонала в счет без ведома клиента направлено на две категории людей: одним все равно, и они могут спокойно доплатить некоторую сумму, а другие попросту постесняются сказать о том, что их это не устраивает. Не нужно. Заявите о своем несогласии администрации и, если они пойдут в отказ, вызывайте полицию, чтобы они зафиксировали совершение административного правонарушения».