МИНТРУД! Май! Какие праздники были раньше и какие нам нужны сегодня

На снимке (1932 г.) демонстрация в честь Дня Интернационала в Москве. Так тогда официально назывался праздник, отмечаемый 1 мая. Днём международной солидарности трудящихся он стал лишь в 1972-м. © / Виктор Доброницкий / РИА Новости

Для россиян наступает долгожданная череда праздничных дней. Минтруд определил, что отдыхать в общей сложности будем неделю: с 29 апреля по 1 мая и с 6 мая по 9-е.

   
   

О том, как и какие празд­ники приживались в нашей стране, «АиФ» разговаривает с главным редактором исторического парка «Россия – моя история» Александром Мясниковым.

Дело особое, государево

Андрей Володин, aif.ru: Александр Леонидович, как отдыхали раньше? Много ли было праздничных и выходных дней до революции?

Александр Мясников: Праздничные и выходные дни различались между собой. Выходных было много: нерабочей считалась вся 1-я неделя после Пасхи – полагался отдых после поста. Выходными также были воскресенье, дни рождения российского императора и его супруги, церковные празд­ники – например, Рождество и Троица. Отмечали и праздники, которых не было в календаре, но тем не менее они являлись всенародно любимыми. Например, в течение столетий был весенний праздник Семик (Зелёные святки) – неделя перед Троицей.

Первым правителем, который понял, что праздники – дело особое, государево, стал Пётр Первый. Он учредил официальные праздники: например, День Военно-Мор­ского флота в честь своей победы 7 мая 1703 г. над шведами в устье Невы: тогда русские «морские пехотинцы» на двух лодках под командованием самого Петра и Александра Меншикова захватили 2 шведских корабля. Сейчас, кстати, День ВМФ отмечается как праздник военных моряков и офицеров в последнее воскресенье июля.

Ввёл Пётр и свой День победы после Полтавской битвы. Первое его празднование произошло в Москве и строящемся Петербурге 27 июня 1710 г. (8 июля по новому стилю). Ещё один День победы ввела императрица Елизавета в честь взятия в её царствование Берлина русскими войсками. До 1917 г. отмечался учреждённый Александром I День победы в Отечественной войне 1812 г. Потом его отменили, потому что он выпадал на Рождество – 25 декабря.

– К слову, о религиозных праздниках: почему на Западе главный из них Рождество, а в России – Пасха?

   
   

– После того как на Руси было принято христианство, люди не отмечали дни рождения, только день крещения. Считалось так: ну ты приходишь в этот мир, чего тут отмечать-то? Понятно, чем это всё закончится. А вот Крещение – это да, ты приобщаешься к чему-то действительно важному. Акт возрождения, восстания из мёртвых, воскресения считался самым главным в восприятии мира. Поэтому Пасха как красный день календаря была всем понятна. У Гоголя есть строки: «Только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!».

Воскресенье взять и отменить

– Что было после революции?

– В советское время стали придумывать новые праздники – в пику церковным. К примеру, в эпоху воинствующей антирелигиозной пропаганды отменили воскресенье – и как слово, и как день недели, просто потому, что оно касалось Пасхи. Вернули его в календарь только в 1940 г. В конце 1920-х вообще решили не просто убрать преж­ние праздники, а полностью пере­делать календарь. И для начала ввели 5-дневную неделю, а затем 6-дневку без названия дней недели: просто 1-й, 2-й, 3-й день и т. д. И даже выпустили на эту тему киноагитку – фильм «Волга-Волга», о том, как хорошо жить при 6-дневке. Там, если помните, появляются титры: «Первый день шестидневки», «Второй день шестидневки» и т. д. В 1930-е, продолжая опыты с календарём, по примеру Французской революции попытались переименовать месяцы года: был даже опубликован пробный календарь с месяцами Ленин, Маркс, Энгельс, месяц Октябрьской революции.

В первые годы советской власти учредили много безумных на нынешний взгляд празд­ников: в т. ч. День красного подарка, День красной кирки, установленный в честь английских рабочих, день МОПРа (Международная организация помощи борцам революции). Отмечали и День смерти Ленина (вначале, что удивительно, он тоже относился к праздникам, потом его перевели в категорию памятного дня).

Со временем почти все искусственно созданные празд­ники отпали – не помогли никакие указы и приказы. ­Остались настоящие.

Выходное пособие

– Это – ...

– …Новый год, который сделали выходным. 23 февраля, который отмечается уже не как День создания Красной армии, а как День защитника Отечества. Осталось 8 Марта, трансформировавшееся из Дня солидарности женщин в борьбе за женские права и эмансипацию в Между­народный женский день. Осталось 1 мая, прошедшее путь от Дня международной солидарности трудящихся до Празд­ника Весны и Труда. 9 Мая. Кстати, после Победы в 1945-м в СССР отмечали два Дня Победы – 9 мая и 3 сентября (этот праздник был учреждён по указу Сталина как День победы над Японией). Потом Хрущёв сказал, что 3 сентября нельзя отмечать, чтобы люди в этот день не вспоминали о Сталине.

– Периодически в депутат­ской среде всплывают различные праздничные инициативы: например, отдыхать в понедельник после Пасхи. Как думаете, какие ещё праздники нам нужны?

– Праздники – вещь естественная, которая должна пройти через народ. Чем отличаются писаные законы от неписаных: первые можно переписать, а со вторыми такой номер не пройдёт. То же и с праздниками.

Нужны праздники, которые всем понятны, которые объединяют людей, а не разъединяют. Часто, например, говорят, что надо примирить белых и красных: мол, страна до сих пор расколота на либералов и патриотов и т. п. Но Дня окончания Гражданской войны, как дня примирения, так и нет. Хотя американцы заставляют весь мир праздновать окончание своей Гражданской войны между Севером и Югом. А мы всё не можем определиться тут даже с датой – и это делит людей невидимой границей.