Передвижные точки питания, или, как их еще называют, кафе на колесах, фудтраки, есть почти во всех российских городах. Этот бизнес считается очень прибыльным и перспективным. Сегодня мобильные точки питания могут функционировать совершенно легально с точки зрения закона, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности они относятся к категории услуг с кодом «ОКВД 55.30» (деятельность ресторанов и кафе). Однако отдельный закон, который регулировал бы регистрацию и деятельность именно передвижных точек питания, еще не принят.
Как открывают мобильные точки питания и кто их проверяет?
Сейчас, чтобы получить разрешение на открытие «фургончика» с едой, владелец должен подать уведомление о начале функционирования мобильной точки питания в управу города и заявление о получении разрешения на открытие нестационарного объекта в департамент торговли города. Также само передвижное средство регистрируется в ГИБДД, а на место (или места), где будет стоять фургон, должна быть заключена аренда.
Владелец фудтрака обязан пройти техосмотр, получить страховку ОСАГО и предоставить в Роспотребнадзор ряд документов: договор на вывоз мусора, договор на поставку воды, санитарные книжки персонала, сертификаты на продукты питания, рецептуру товаров, юридическую информацию об ИП и информацию для уголка защиты прав потребителя. Фудтрак перед открытием должны проверить пожарные и санитарные службы, которые периодически наведываются с дежурными проверками и в функционирующие передвижные точки питания.
Что за закон о мобильной торговле и когда его примут?
В конце декабря 2018 года в Госдуму был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и статью 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)». Как отмечается в тексте документа, сейчас нестационарные торговые объекты в разных субъектах Федерации размещаются на различных правовых основаниях и условиях, на федеральном уровне единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение таких объектов и других единых нормативов нет.
Законопроектом предлагается выделить мобильные торговые объекты (фудтраки, автомагазины, автолавки и др.) в отдельную категорию, причем уровень к таким точкам требований авторы инициативы предлагают устанавливать в зависимости от численности жителей населенного пункта, на территории которого функционирует организация развозной торговли. Самые жесткие требования (в частности, к техническому состоянию и функциональному оснащению транспортных средств) предлагается предъявлять к мобильным точкам питания, функционирующим в населенных пунктах с численностью более 100 тыс. человек.
Законопроект о мобильной торговле получил одобрение профильных комитетов, его должны были рассмотреть в первом чтении в феврале 2019 года, однако рассмотрение несколько раз переносили, а впоследствии отложили.