Кто фигурирует в «деле Арашуковых». Справка

Ответ редакции

Сенатор от Карачаево-Черкесии Рауф Арашуков был задержан на заседании Совета Федерации в среду, 30 января. Его обвиняют в участии в преступном сообществе (ч. 3 ст. 210 УК РФ), давлении на свидетеля (ч. 4 ст. 309 УК РФ), убийстве (ч. 2 ст. 105 УК РФ). Следствие считает, что сенатор причастен к убийствам заместителя председателя общественного молодежного движения «Адыгэ Хасэ» Карачаево-Черкесии Аслана Жукова и советника бывшего президента республики Фраля Шебзухова. Арашуков был заключён под стражу до 30 марта. Также задержаны ещё пять фигурантов дела, которых подозревают в участии в преступном сообществе. Ещё с одним человеком проводят следственные действия, он пока не арестован.

   
   

Кто фигуранты дела?

· Рауль Арашуков — отец Рауфа Арашукова, советник генерального директора «Газпром межрегионгаза» и депутат Народного собрания республики.

Родился 18 января 1960 года в многодетной семье в ауле Хабез Карачаево-Черкесии. Прошёл срочную службу в Советской армии, окончил Ставропольский кооперативный техникум (позже — Северо-Кавказский Государственный технический университет) по специальности «Экономика и организация нефтяной и газовой промышленности». Начинал трудовую деятельность в совхозе. Был дважды судим за экономические преступления: в 1985 году — за мошенничество, а в 1987 году — за присвоение государственного имущества. В октябре 1999 года был назначен генеральным директором компании «Газпром межрегионгаз Ставрополь», а в апреле 2007 года — руководителем компании «Ставрополькрайгаз».

Рауль Арашуков. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

· Руслан Арашуков — двоюродный брат Рауфа, племянник Рауля Арашукова, гендиректор компаний «Газпром газораспределение Астрахань» и «Газпром межрегионгаз Астрахань» с августа 2018 года.

Ранее возглавлял пятигорское и майкопское подразделения компании. Газовой отраслью занимается 11 лет, имеет благодарности от «Газпрома», а также почётные грамоты от «Газпром межрегионгаза», от генерального прокурора РФ, Следственного комитета РФ.

Руслан Арашуков. Фото: РИА Новости/ Евгений Биятов

· Гузер Хашукаев — помощник сенатора Арашукова и директор филиала «Газпром межрегионгаза» в Минеральных Водах.

В прошлом в течение года был гендиректором черкесского подразделения «Газпром межрегионгаза». 31 августа 2018 года Хашукаев обратился в правоохранительные органы и заявил, что его задержали сотрудники Центра «Э» (Центр по противодействию экстремизму), которые склоняли его к сотрудничеству и даче ложных показаний по ранее совершенному преступлению. Мужчина рассказал, что после того, как он отказался выполнить требования сотрудников центра, его стали пытать, в том числе электрическим током. Экспертиза подтвердила слова Хашукаева.

   
   

· Игорь Травинов — гендиректор ставропольского подразделения «Газпром межрегионгаза».

· Николай Романов — заместитель Травинова в ставропольском филиале «Газпром газораспределения».

В прошлом — гендиректор ставропольского подразделения «Газпром межрегионгаза». Начинал карьеру в качестве главного специалиста «Оргтехмонтажстроя» Госкомсельхозтехники РСФСР. Как указано в базе данных «СПАРК-Интерфакс», Романов входит в состав совета директоров 30 акционерных обществ, которые связаны с газом. Во многих из них «Газпром» имеет свою долю.

· Алан Кятов — исполнительный директор АО «Ессентукигоргаз».

Пока не задержан, но СК заявил, что намерен это сделать по завершении следственных действий. 

В чем конкретно обвиняются фигуранты?

Арашукова-старшего считают лидером преступного сообщества, которое функционировало на Северном Кавказе с 2002 года. По версии следователей, он лично назначал на ключевые посты в газовой отрасли региона своих подельников и с их помощью украл газ на сумму свыше 31 млрд рублей. Его предполагаемые соучастники подозреваются в мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и участии в преступном сообществе (ст. 210 УК РФ) «в зависимости от роли каждого», как отмечается на сайте СК.

«Следствию известно, что соучастники обеспечивали заключение договоров на поставку в адрес предприятий газовой отрасли Северо-Кавказского федерального округа большего объема газа, чем было необходимо для нужд потребителей. После этого они похищали газ, реализовывая его компаниям и физическим лицам за наличный расчет. Ими создавались условия для хищения газа, поставленного несуществующим потребителям», — говорится в сообщении СК.