Россияне могут обратиться в суд, не выходя из дома, используя функционал портала «Госуслуги». Услуга электронной подачи заявления доступна любому пользователю старше 18 лет из любой страны. Для подачи заявления у человека должна быть подтвержденная учетная запись на «Госуслугах».
Какие документы можно подавать онлайн?
Перечень документов, которые можно направить в суд через интернет, широк. Чтобы грамотно это сделать, прежде всего нужно понимать, чем отличается иск от жалобы, а возражения от пояснения.
Среди наиболее распространенных документов, которые можно подавать в суд онлайн:
- Исковые заявления — документы, в которых изложены требования к другой стороне (ответчику) и просьбы к суду удовлетворить их. Это может быть исковое заявление о взыскании долга, разводе, признании права собственности и т. д.
- Административные иски — иски о неправомерных действиях (бездействие) государственных или муниципальных органов или должностных лиц. Например, иск о признании недействительными штрафов, налоговых уведомлений, постановлений об административном правонарушении и т. д.
- Ходатайства — просьба суда предоставить процессуальные права или возложить на других участников процесса какие-то обязанности.
- Жалобы — несогласие с решением суда первой инстанции и просьба к суду о его пересмотре.
- Возражения — ответ на требования или жалобы другой стороны (истца или ответчика) и просьба к суду отклонить их.
- Отзывы по поводу документов истца или ответчика.
- Пояснения — уточнения и дополнения к поданным документам.
В какие суды можно обратиться?
Обратиться можно во все суды общей юрисдикции (к мировым судьям, в районные суды, суды субъектов РФ, апелляционные и кассационные суды), — по гражданским или административным делам и в Верховный Суд РФ (ВС РФ) — по гражданским, административным, уголовным и арбитражным делам.
Согласно данным на портале госуслуг, Верховный Суд рассматривает дела об обжаловании актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе Центральной избирательной комиссии, а также кассационные жалобы после кассационных судов и надзорные жалобы по всем видам судопроизводств.
К ведению гарнизонных военных судов относятся гражданские и административные дела, связанные с прохождением военной службы, дела об административных правонарушениях в отношении военнослужащих.
Как оформить заявление в суд?
Заявление можно подать как от своего имени, так и в интересах доверителя. Подать онлайн через сервис «Электронная подача документов в суд» можно иски, жалобы, ходатайства и другие обращения.
Приложенные к обращению документы могут быть в форматах: pdf, rtf, doc, docx, xls, xlsx, odt. Изображения можно приложить в форматах pdf, jpg, png, tiff.
Сервис позволяет прикрепить уже готовый документ — дополнительно нужно внести сведения о сторонах, суде и споре. Документ должен отвечать ряду требований:
- формат pdf с возможностью копирования текста;
- не более 30 Мб;
- содержит один документ;
- название соответствует документу и содержит количество листов;
- не содержит интерактивные и мультимедийные элементы.
Можно ли через «Госуслуги» направить судебные документы другим участникам процесса?
Нет, нельзя. В соответствии с положениями процессуальных кодексов, истец или заявитель должен направить основной документ в суд, а его копии разослать всем заинтересованным лицам (ответчику, третьим лицам и т.д.). Например, если иск можно отправить в суд через личный кабинет на «Госуслугах», то копии придется передавать нарочно под роспись или отправлять по почте с уведомлением о вручении.
Нужна ли электронная подпись, чтобы обратиться в суд через «Госуслуги»?
Да, нужна. Для граждан с подтвержденной учетной записью автоматически формируется простая электронная подпись в виде комбинации логина и пароля. Для получения усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП) нужно воспользоваться приложением «Госключ», обратиться в МФЦ или налоговую. Что это за приложение и как получить УКЭП, aif.ru писал здесь и показывал в инфографике.
Кроме электронной подписи, необходимо, чтобы оригинал документа, скан которого будет загружен в личном кабинете, перед переводом в электронный вид был вручную подписан заявителем. То есть сначала бумагу с текстом нужно подписать и только потом сканировать и подгружать на портал.
Каков срок рассмотрения заявления?
Если суд примет обращение, оно будет зарегистрировано в течение нескольких часов. Отследить статус можно через личный кабинет. Срок рассмотрения — от нескольких дней до нескольких месяцев.
Как узнать, что с заявлением?
После регистрации заявления суд присвоит ему уникальный номер — по нему можно будет отслеживать движение на сайте суда или на портале ГАС «Правосудие».
Источники: