В школе дети часто сталкиваются с проявлениями агрессии, травлей и издевательствами. Чаще всего инициатива исходит от таких же школьников — причины могут быть самые разные: внешний вид, поведение, непохожесть на других. Однако буллинг встречается не только среди детей — бывают ситуации, когда учителя намеренно задевают и всячески унижают учеников. Что такое буллинг и как пресечь неподобающее поведение педагога, aif.ru рассказала юрист.
Какое поведение учителя можно считать буллингом?
- демонстративная неприязнь;
- агрессия и грубость;
- необоснованная критика;
- постоянные замечания;
- повышенные требования, не соответствующие общим требованиям, возрасту или уровню образования ребенка;
- конкретные агрессивные действия: угрозы, запугивания, обзывания, унижение, настраивание других против ребенка», — заявила aif.ru юрист.
Эксперт пояснила, что уважение чести и достоинства любого человека — в первую очередь конституционная обязанность каждого. Аналогичные требования предъявляет и закон об образовании к каждому участнику образовательного процесса. Любые действия, совершаемые систематически, которые нарушают этот принцип уважения других людей, могут быть в итоге признаны буллингом.
Как бороться с учительским буллингом?
По словам Анастасии Поповой, первое и главное правило в борьбе с буллингом — фиксировать прецеденты такого поведения. Лучший способ — вести аудиозапись. «Такой способ фиксации более предпочтителен, поскольку видеозапись можно вести только с согласия присутствующих. Важно доносить о случаях неподобающего поведения со стороны педагога. Здесь работает правило “кто первый пожаловался, тот и прав”, потому что молчание — знак отсутствия претензий. Первое, что может сделать родитель, — обсудить ситуацию с преподавателем, например в чате мессенджера. Переписка может стать доказательством систематичности неподобающего поведения педагога в случае повторения ситуации. Если педагог не реагирует — жаловаться руководству школы, при необходимости в письменной форме. Если руководство никаких мер не предпринимает, то жаловаться в органы образования, что школа никак не реагирует на происходящее», — прокомментировала юрист.
Эксперт также акцентировала внимание на важности обсуждения с детьми конфликтных ситуаций — нужно учить детей не молчать и рассказывать о таких случаях родителям, объяснять разницу между ябедничеством и защитой своих прав и интересов, личных границ.
«Педагоги должны уважать честь и достоинство учеников и других участников образовательных отношений. Учителя должны соблюдать нравственные и этические нормы и требования профессиональной этики. Любые комментарии не по учебе, не связанные с образовательным процессом, — нарушение профессиональной этики. Если педагог периодически и систематически допускает такое поведение, то да, это нарушение этики, нарушение профессиональных обязанностей. В Трудовом кодексе даже существует отдельное основание для увольнения для работников, выполняющих воспитательные функции (сюда относятся и учителя): совершение аморального поступка. Травля, безусловно, может сюда относиться», — объяснила Анастасия Попова.
Юрист обратила внимание, что все перечисленные меры воздействия могут и должны быть применены только при условии, что это не разовый комментарий, а действия систематические и абсолютно недопустимые и ненормальные.
Можно ли получить компенсацию морального вреда с учителя, который издевался над ребенком?
Эксперт подчеркнула, что получить денежную компенсацию за моральные страдания можно только в судебном порядке и при наличии серьезных оснований. «Это возможно, если для этих целей родители готовы обратиться в суд и есть подтверждение фактов издевательств. Подчеркиваю: издевательство — это уголовно наказуемое деяние. Важно правильно и адекватно оценивать действия педагога. Если его поведение по отношению к ребенку действительно подпадает под уголовно-правовое понятие — безусловно, можно и нужно требовать возмещения нравственных страданий», — прокомментировала Анастасия Попова.
Юрист обратила внимание, что на сегодняшний день размер компенсации морального вреда зависит от усмотрения судьи и его оценки доказанных моральных страданий. «Размер компенсации морального вреда — не значительная сумма. Обычно присуждают от одной до 20 тысяч рублей, в зависимости от серьезности последствий», — пояснила она.
Распространен ли буллинг среди школьников?
По статистике, приведенной в интервью «Российской газете» уполномоченным по правам ребенка при президенте России Анной Кузнецовой, 55% школьников подвергались буллингу. Детей унижают и проявляют агрессию в их сторону не только сверстники и старшие школьники, но и учителя. Как сказала Дарья Невская, специалист в области детско-родительских отношений, создатель сайта mobbingu.net, посвященного проблемам гонения и травли в подростковой среде и в киберпространстве, порталу news.ru: «Учителя почему-то считают, что они вправе называть детей “идиотами”, “недоумками”, изо дня в день внушая им, что “они ни на что не годятся”, что “ничего в жизни не добьются”».
Юрист Анастасия Попова так прокомментировала эту ситуацию aif.ru: «Речь идет об учителях, которые действительно допускают в отношении учеников ужасные вещи. Безусловно, такие прецеденты бывают. Но нужно также не забывать, что есть множество хороших и адекватных педагогов, и они не позволяют себе неподобающих действий, которые можно отнести к таким серьезным вещам, как травля и издевательство. Они страдают гораздо больше от детей, которые ведут себя неподобающе, нарушая свои обязанности, от родителей, которые не воспитывают своих детей. Информацией по борьбе с буллингом нужно пользоваться добросовестно и помнить, что права и обязанности есть у всех участников образовательного процесса. Уважать учителей, которые по закону имеют особый статус — педагогический работник, — это обязанность учеников и их родителей. Случаев, когда педагоги страдают от родителей и детей, еще больше, чем эпизодов издевательств учителей над детьми».
Источники: