В первую очередь нужно сразу же обратиться в банк. Те, у кого есть мобильное приложение банка, могут через него за пару кликов проверить, ушел платеж по назначению или нет. Можно успеть отозвать платеж в режиме онлайн, если его статус помечен как «в работе». Если реквизиты счета не существуют, то платеж не будет совершен, либо переведенные средства вернутся на счет плательщика. Многие банки размещают в личных кабинетах инструкцию на случай ошибочных переводов — можно воспользоваться ею.
«Если платеж все-таки списали, то рекомендую обратиться в банк с заявлением о возврате ошибочно переведенных средств. С высокой долей вероятности банк в этом откажет, ведь обязанность проверять правильность внесенных реквизитов лежит на клиенте, — подчеркнула эксперт. — Но письменный отказ банка пригодится при разбирательствах в суде, если до него дойдет дело».
Как только заявление в банк подано, самое время попробовать связаться с получателем платежа. Обычно ошибку допускают в указании номера телефона, к которому привязан счет в банке. Тогда диалог можно вести по телефону, а заодно объяснить, что ошибочно перечисленные средства с точки зрения закона — неосновательное обогащение. А значит, в обязательном порядке подлежат возврату. При отказе гражданина возвращать средства выход один — идти в суд.
«Для подачи гражданского иска нужно знать не только имя, отчество и фамилию получателя платежа, но и место его жительства. Банк дать эту информацию не имеет права, но здесь поможет полиция. Туда нужно обратиться с заявлением с просьбой установить лицо, которое будет выступать ответчиком. Как только данные получателя известны, можно оформлять исковое заявление», — говорит юрист.
Обычно суд встает на сторону того, кто по ошибке отправил платеж не туда. Гораздо сложнее, если деньги ушли на электронный кошелек, в счет погашения кредита или же на арестованный счет. Здесь без суда точно не обойтись, но придется настраиваться на продолжительные разбирательства.