В январе 2021 года вступил в силу новый административный регламент МВД по выдаче и замене российских паспортов. В частности, этот документ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги, а также список оснований для отказа в приеме документов на получение или замену паспорта.
Из-за чего может быть приостановлено получение или замена паспорта?
Согласно документу, услуга по оформлению нового паспорта или по его замене может быть приостановлена на срок не более 30 дней, если заявление было подано через портал госуслуг. Это происходит в случае неявки заявителя в подразделение по вопросам миграции в течение трех календарных дней после его приглашения на прием с оригиналами документов.
При неявке заявителя в трехдневный срок услуге присваивается статус «Приостановлено», что отображается в его личном кабинете на портале госуслуг. Если человек придет в подразделение до истечения 30 календарных дней, статус поменяется на «Возобновлено». Если же заявитель не явится в этот срок, заявлению присваивается статус «Прекращено», оно списывается в архив. Тогда гражданину нужно будет снова подавать заявление на выдачу или замену паспорта через портал госуслуг, многофункциональный центр (МФЦ) или посредством личного обращения в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России.
Из-за чего могут отказать в получении или замене паспорта?
Административный регламент МВД приводит несколько исчерпывающих оснований для отказа в выдаче или замене паспорта:
- отсутствие у человека гражданства РФ или невозможность установления его личности;
- предоставление гражданином недостоверных документов или сведений;
- наличие у человека ранее выданного действительного паспорта;
- наличие открытого, ранее поданного заявителем заявления о выдаче или замене паспорта;
- неуплата заявителем госпошлины за предоставление государственной услуги;
- отсутствие необходимых документов или информации среди поступивших из МФЦ либо непредоставление заявителем недостающих документов в обозначенные сроки;
- неявка гражданина по истечении 30 календарных дней со дня приглашения его на прием при рассмотрении заявления о выдаче (замене) паспорта, если оно было подано в форме электронного документа.
Из-за чего могут не принять документы на получение или выдачу паспорта?
В административном регламенте также приводится исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов на выдачу или замену паспорта. В случае личного обращения заявителю откажут, если:
- он младше 14 лет;
- заявление составлено не по форме, в нем есть фактические ошибки в указанных персональных данных либо его текст невозможно прочитать;
- не предоставлены все необходимые документы или они не соответствуют требованиям, поддельные или подложные;
- сведения, указанные в заявлении, не соответствуют данным, содержащимся в предоставляемых документах;
- фотография на документ сделана с нарушением установленных требований (например, человек сфотографирован в верхней одежде, в цветных линзах, волосы прикрывают глаза, фото отретушировано, человек улыбается, размеры лица на снимке не соответствуют требованиям и пр.);
- заявление подает не тот человек, которому требуется замена или выдача паспорта.
В случае подачи заявления о выдаче или замене паспорта в форме электронного документа через портал госуслуг основания могут быть следующими:
- гражданин не заполнил все необходимые пункты заявления;
- в указанных заявителем персональных данных есть фактические ошибки или недостоверные сведения;
- человек не прислал фото в электронном виде, либо требования к фотографии нарушены;
- файл с заявлением поврежден, и его содержимое нельзя распознать;
- данные владельца сертификата ключа проверки электронной подписи не соответствуют данным заявителя.
В случае подачи заявления через МФЦ заявление могут не принять к рассмотрению по тем же причинам, что и в случае личного обращения в подразделение по вопросам миграции. Кроме того, основанием для отказа становится отсутствие документа, подтверждающего наличие гражданства.