«Гаага рассудит». Чего хочет добиться Украина от России в судебном процессе

Дело слушают 16 судей под председательством судьи из Франции Ронни Абрахама. На этой неделе судьи ознакомятся с аргументацией сторон. Первый этап работы продлится четыре дня. 

   
   

16 января Украина подала иск против РФ в Международный суд ООН в Гааге. Киев просит признать, что Россия якобы нарушила обязательства в рамках Конвенции по финансированию терроризма, предоставляя помощь незаконным вооруженным формированиям, осуществляющим террористические акты в Украине. В частности речь идет о ДНР, ЛНР и группе «Харьковские партизаны». Киев требует запретить российским чиновникам «финансировать терроризм» и привлечь всех виновных к ответственности. В частности, речь идет о министре обороны РФ Сергее Шойгу, лидере ЛДПР Владимире Жириновском, главе партии «Справедливая Россия» Сергее Миронове и главе КПРФ Геннадии Зюганове.

Также украинская сторона требует компенсаций всем, кто пострадал от так называемых «пророссийских террористических формирований». Речь идет о жителях Волновахи, Мариуполя, Краматорска и Харькова. Заодно Россию хотят обязать выплатить компенсацию семьям погибших в катастрофе малазийского «Боинга 777», сбитого над Донбассом.

«Не все террористы»

Юристы поражены содержательной частью иска и недоумевают, на что рассчитывает Украина. Так, даже американский профессор Гарольд Гонджу Коу, который выступил в Гааге по поручению Украины, заявил, что не все сторонники ЛНР и ДНР являются террористами. «Есть четкое определение, что такое терроризм — это атаки на гражданских лиц», — говорит он. Коу отметил, что «по сообщениям в газетах мы все видим», что большая часть представителей незаконных вооруженных формирований «воюют против Украинской армии». 

Правда, юрист тут же оговорился, что «речь не о них». Гарольд Гонджу Коу начал упирать на сбитый под Донецком MH-17 (хотя напомним, что официальное следствие по этому делу пока не закончено), атаках на Мариуполь, Авдеевку и даже Харьков. Мол, «Россия предоставляет боевикам особо опасную поддержку, поставляя оружие». Коу обратился к суду с просьбой поддержать среди прочего «прямой запрет России на дальнейшую поддержку пророссийских боевиков».

Чья возьмет?

«В справедливость суда я не верю, он будет явно против России. Но сам факт судебного рассмотрения должен стать предметом широкого обсуждения. Из иска Украины следует, что никакой войны Украины с Россией нет и не было, нет никакой оккупации, нет наших войск на Украине, — сказал «АиФ» Евгений Тарло, вице-президент Федерального союза адвокатов России. — Нас обвиняют в финансировании жителей Донбасса, восставших против киевского режима. А мы это подтверждаем! Мы финансируем Донбасс, власти Донбасса и его жителей, находящихся в блокаде Украины. Украинская власть называет украинцев, проживающих на Донбассе, террористами. Мы их называем украинской оппозицией. Вот это и есть предмет спора. Помимо списка террористических организаций, имеющегося в ООН, в который повстанцы Донбасса не входят, мы можем представить доказательства бесчеловечной блокады Донбасса, нарушения Киевом минских соглашений, невыплаты пенсий и зарплат, разрушения инфраструктуры городов».

Так же скептически в отношении перспектив иска Киева против РФ настроена экс-министр юстиции Украины Елена Лукаш. Она удивлена, зачем вообще нужен был этот процесс. «Если отбросить всю эпистолярную эквилибристику, то получается, что нет никакой войны, нет никакой вооруженной агрессии РФ, группы, которые «совершают акты терроризма» в Украине, являются украинскими, — пишет она в своем блоге. — Сам иск Украины удивителен в своей наивности и незамысловатости. Просим суд обязать РФ: прекратить, расследовать, не допустить, запретить, воздержаться, оплатить затраты, связанные с взрывами и выстрелами, контролировать свои границы... И вишенка на торт: «немедленно принять все необходимые и надлежащие меры, чтобы обеспечить свободное функционирование русскоязычных (!!!) СМИ в оккупированном Россией Крыму».

   
   

«А зачем вы в суд обращались? — недоумевает далее Лукаш. — Что, кроме аргументов для продления санкций в отношении РФ, может дать вердикт? Сколько стоит обслуживание этого «процесса» налогоплательщикам? Использована ли в иске информация УВКПЧ ООН про причастность украинских властей к грубым и системным нарушениям норм международного права, прав человека и международного гуманитарного права?» 

Судя по такой реакции самих украинских экспертов и политологов и по тому, как осторожны были в своих выступлениях заграничные юристы во время заседании в Гааге, шансы на выигрыш в этом процессе у Киева минимальны.