Допрос с пристрастием. Психологи США участвовали в пытках ЦРУ

Как выяснилось, те, кто призван помогать людям найти выход из сложных жизненных ситуаций, сотрудничали со спецслужбами и военными США, участвуя в допросах с применением насилия.

   
   

Известно, что психологи сыграли ключевую роль в осуществлении программы жёстких допросов, разработанной ЦРУ и Пентагоном после терактов 11 сентября. Они консультировали и мониторили процесс допросов, и их участие позволило администрации президента Буша заявлять о легитимности применения жёстких мер.

Психологи под защитой

Расследование, проведённое по заказу Американской психологической ассоциации (АПА) чикагским юристом Дэвидом Хофманом, выявило, что некоторые руководители ассоциации тайно сотрудничали с Пентагоном, приводя этическую политику организации в соответствие с программой методов допроса министерства обороны США. Ряд известных психологов защищали жёсткие техники допросов от критики. Участие психологов позволило минюсту США сделать экспертное заключение о том, что так называемая программа допросов с пристрастием была юридически обоснована частично потому, что специалисты наблюдали за процессом, подтверждая его безопасность для жизни, а также физического и психического здоровья заключённых.

Президент Барак Обама с начала своего президентского срока выступал против пыток. В 2009 году он подписал указ, запрещающий применение жёстких методик допроса, которые на данный момент классифицируются как пытка.

Тем не менее, по словам официальных представителей администрации Барака Обамы, психологи все ещё продолжают играть заметную роль в допросах подозреваемых в международном терроризме. Так, первичной организацией, занимающейся допросами главных подозреваемых в терроризме, является Группа допроса особо опасных задержанных под эгидой ФБР, куда входят представители ЦРУ, минобороны и ФБР, а также психологи.

По данным официальных лиц, сотрудники группы были откомандированы в Ирак для допроса вдовы лидера ИГИЛ, убитого во время операции в Сирии. Как отмечает представитель Пентагона, психологи до сих пор работают в тюрьме Гуантанамо, где они наблюдают за процессом добровольной дачи показаний.

Шанс на реабилитацию

В июне 2015 года года сенат принял поправку к закону о запрете на пытки, согласно которому допросы должны проводиться в рамках полевого устава сухопутных сил армии США.

   
   

Совет АПА планирует ввести жёсткие этические нормы, которые запретили бы психологам участвовать во всех допросах, проводимых органами национальной безопасности. Это позволит воспрепятствовать попыткам администрации Барака Обамы брать под стражу и допрашивать подозреваемых в терроризме вне традиционной системы уголовного правосудия.

Официальные лица АПА очень надеются, что запрет будет настолько строгим, что любой психолог, вовлечённый в процесс допроса в рамках национальной безопасности, может быть обвинён в нарушении профессиональной этики. Некоторые эксперты также полагают, что только полный отказ от участия в допросах является самым лучшим шансом реабилитировать профессию. Они убеждены, что дистанцироваться необходимо, поскольку не верят нынешней администрации в данном вопросе. К тому же, по их мнению, полевой устав армии США в качестве стандарта проведения допросов допускает лазейки, позволяющие использование ряда жёстких методов при особых обстоятельствах.

После обнародования результатов расследования АПА уже принесла общественности свои извинения. Совет ассоциации покинули четверо руководителей, некоторые её члены ушли в отставку или объявили о своём уходе в знак протеста против обнародования связей между АПА, ЦРУ и Пентагоном. Расследование Дэвида Хофмана привело в сильное замешательство и рядовых психологов, по мнению которых репутации ассоциации нанесён непоправимый ущерб. Многие из них призывают к дальнейшим чисткам в организации.

Эксперты уверены, что в настоящее время психологи вовлечены в очень серьёзный процесс, затрагивающий базовые ценности и соблюдение прав человека, и от того, как они справятся с проблемой, зависит само существование ассоциации.