Домам пропишут трезвость. Госдума хочет ограничить места продажи алкоголя

Евгений Епанчинцев / РИА Новости

Освободить первые этажи жилых домов от кафе, ресторанов и других заведений общепита, в которых продают или наливают спиртное, предлагают депутаты Госдумы. Такое предложение содержит экспертный доклад межфракционной рабочей группы по защите здоровья граждан от алкогольной, табачной и наркотической угроз.

   
   

Чай — да, водку — даже не проси

Суть инициативы проста: если собственники квартир проголосуют, все заведения, размещенные на первых этажах, должны перейти в безалкогольный режим работы. Если же вход в кабак расположен напротив детской площадки или с той же стороны, на которую выходят подъезды, запрет на алкоголь станет уже федеральным и безальтернативным.

«Есть такое непреложное правило: хочешь потерять контроль — введи запрет, — напоминает руководитель Центра правопорядка в г. Москве и Московской области Александр Хаминский. — В первую очередь это касается продажи спиртных напитков. В 80-е годы поздно вечером и ночью торговля водкой перетекала из торговых залов магазинов в салоны автомобилей такси. Это несло за собой огромный вред государству и риск жизни и здоровью граждан. Во-первых, создавались условия для коррупции. В местных отделениях милиции всех нелегальных торговцев знали в лицо и получали с них мзду. Во-вторых, под видом качественного продукта могли продать “паленку”, самодельную водку, которая зачастую содержала смертельно опасный метанол».

Взрослый человек имеет право выпить спиртное. Естественно, с оговорками: в разрешенном месте, сохраняя собственную вменяемость и не устраивая потом пьяные дебоши. Идет усталый гражданин после работы, зашел в бар на первом этаже своего дома, пропустил пару стопок, поднялся домой — все довольны, никто ничего плохого не совершил.

Производитель напитка получил прибыль, заработал бар, государству перечислили акциз, а у конкретного налогоплательщика поднялось настроение — одни плюсы.

Другое дело, когда человек пришел в то же заведение, основательно напился, вышел во двор, обматерил пенсионерку и дал затрещину проходившему мимо малышу. С таким, конечно, надо бороться. Вопрос только в том, как это делать. 

«Если кто-то выпил лишнего, вышел на улицу и начал вести себя непотребным образом, за это его нужно привлекать к ответственности, а не ресторан, — соглашается Хаминский. — Чтобы реально защитить психику детей, общественникам вместе с сотрудниками органов внутренних дел следует проводить вечерние рейды по детским площадкам, где безответственные граждане распивают алкоголь. Пересмотреть формат контрольно-надзорной деятельности в сфере продажи алкоголя. Вывести проведение внеплановых проверок из-под действия введенного в прошлом году моратория и установить график работы должностных лиц таким образом, чтобы мероприятия могли проводиться поздно вечером или ночью, когда совершается подавляющая часть алкогольных правонарушений».

   
   

При этом любые слишком жесткие ограничения приведут лишь к развитию черного рынка. Реальной возможности ловить каждого человека, продающего соседу или прохожему бутылку водки, у государства нет. Как и контролировать, что именно тот налил в бутылку. В конце концов, навыки разделения денатурата на пищевой спирт и все прочее при помощи лома, а также устройства самогонных аппаратов из подручного металлолома в России еще не утрачены. Даже установки для перегонки спирта можно купить вполне легально.

При чем тут сидр

Инициатива депутатов вполне может быть ответом на массовое отравление людей слабоалкогольными напитками под брендом «Мистер сидр», в реальности никакого отношения к сидру не имевшими.

«Ко мне сразу после той истории обратились многие производители настоящего сидра с опасением: сейчас нас закроют всех на всякий случай, просто в порядке профилактики, а мы вложили деньги и в выращивание яблок, и в производство, да и отравиться нормальным сидром вообще невозможно, метанолу там взяться просто неоткуда, — сказал член президиума ОПОРА России Алексей Небольсин. — Довольно странно вычищать нарождающуюся перспективную отрасль из-за того, что один производитель развел вкусовой концентрат не тем спиртом и наклеил этикетку со словом “Сидр”, хотя внутри ничего похожего на сидр и не было. Честные производители тут вообще ни при чем, они почему должны страдать?»

Метиловый спирт, добавленный в напитки бренда «Мистер сидр», по версии следствия, был украден со склада хранения вещдоков полиции. Он пролежал там десять лет, потом сотрудники, видимо, решили, что жидкость в емкости уже никого не заинтересует и решили ее слить, заработав на этом немного денег. Уточнять, какой именно спирт — ядовитый метиловый или пищевой этиловый — то ли не стали, то ли не посчитали нужным, то ли не смогли.

Принять закон, который справился бы с таким отношением правоохранителей к своим служебным обязанностям, депутаты пока не могут. 

Пиво и сидр к алкогольной продукции не относятся. Поэтому предложенная депутатами инициатива никак не затронет работу «наливаек». Крепкого там и так не продают и не разливают. Но, с другой стороны, проверять содержимое кеги, льющееся из крана, тоже никто не торопится. И что там может оказаться, если эта инициатива будет поддержана, мы сможем узнать только после того, как очередной бедолага выпьет отравы. Причем не из-за собственной дурости, а потому что оказался лишен возможности цивилизованно принять 100 грамм в любимом уютном баре. Пусть и расположенном на первом этаже жилого дома.