Немногие знают, что после смерти близкого человека вместе с наследством близким переходят и долги близкого человека. Так, спустя время после оформления документов о наследовании, человек может внезапно получить повестку в суд за неуплату долгов, о которых даже не знал. Чтобы избежать таких проблем, в Госдуме предложили заранее, еще до официального вступления в наследство, информировать родных не только о движимом и недвижимом имуществе, оставшемся у умершего, но и о его долгах. Причем важно отметить, что в учет берутся не только кредиторские банковские задолженности, но и, например, долги по алиментам.
«Очень важная инициатива, чтобы обезопасить наследников от долгов умерших родственников. Новый закон позволит избежать спорных ситуаций, когда человек вступил в наследство, узнал о долгах и пытается вернуть все обратно. Считаю целесообразным позволить наследнику заранее узнать о всех „подводных камнях“ и долговых ямах , которые могут его ожидать», — заключил депутат.
«Нотариальная тайна зачастую приводит к тому, что люди вместо имущества получают лишь долги и проблемы. За которые, конечно, не должны отвечать ни они, ни их дети. Поэтому и следует заранее информировать наследников о том, что их ждет. Основа правового государства — простые и понятные договорные отношения, которые и должны регламентироваться российским законодательством. Чтобы все было для всех сторон ясно и без обмана».
«Требования, которые могут быть предъявлены вступившим в наследство лицам, не обязательно вытекают из кредитных договоров, зафиксированных в кредитной истории. Речь может идти о широком спектре обязательств. В том числе о тех, срок исполнения которых находится за пределами 6-месячного периода. То же самое касается момента, когда кредитор узнал о смерти должника. Предложенный законопроект не только не разрешает перечисленные проблемы, но и имеет определенные дефекты с точки зрения юридической техники. Так, предлагается дополнить ст. 61 „Основ законодательства о нотариате“ нормой о порядке запроса нотариусом информации о наличии кредитной истории наследодателя при том, что сама статья касается извещения об открытии наследства. Такая же казуистика и с изменением ст. 26 закона „О банках и банковской деятельности“. Дополняемый пункт касается выдачи справок о наличии денежных средств на счетах и во вкладах наследодателя, а вовсе не о его долгах перед банком», — рассказал эксперт.
Внося изменения в законодательство, нужно обеспечить релевантность поставленных целей вновь вводимым нормам, считает юрист.
«Для этого во главу угла нужно ставить качество юридической техники и исполнимость правовых новелл. В противном случае имеется риск превратить законодательство в лоскутное одеяло», — добавил Хаминский.