Долги погасят. Нашелся покупатель на «дочку» «Ростеха»

Виталий Аньков / РИА Новости

   
   

Федеральная антимонопольная служба разрешила компании «Инвест-Логистика» приобрести 100% долю в ООО «УВЗ-Логистик» (УВЗЛ). Речь идет о проблемной «дочке» Уралвагонзавода, которая является собственником крупного парка железнодорожных полувагонов и накопила долги в размере около 118 млрд рублей. Окончательно покупатель УВЗЛ будет определен на конкурсной основе.

Подготовка к конкурсу

Разговоры о грядущей продаже «УВЗ-Логистик» (контролируется «Ростехом» через Уралвагонзавод) идут на протяжении последнего года. Потенциальный покупатель — АО «Инвест-Логистика». По данным «Спарк», компания создана Александром Самусевым. В настоящее время он является генеральным директором ООО «Управляющая компания ПНК» и одновременно возглавляет ООО «УВЗЛ». Исходя из того, что «Инвест-Логистика» является непубличным акционерным обществом, сложно говорить с достоверностью о том, кто собственник в настоящее время. Но можно предположить, что это компания, которая соответствует условиям конкурса, иначе ее не пропустила бы Федеральная антимонопольная служба.

Накапливание долгов

С конца 2016 был зафиксирован резкий рост ставки с 800 рублей за полувагон в сутки до 1100 рублей к концу 1 квартала 2017 года. К ноябрю 2017 года ставка уже доходила до 1700 рублей за полувагон в сутки. К этому моменту компания «УВЗ-Логистик» не только имела многомиллиардные долги, но и практически перестала контролировать свой вагонный парк, который достигает примерно 40 тыс. единиц. Весь парк вагонов «УВЗ-Логистик» был передан в субаренду, и фактически компания не вела деятельности, для которой была создана. Собственник вагонов ООО «УВЗ-Логистик» приостановил лизинговые платежи: фактически предприятие находилось в предбанкротном состоянии.

Ситуация оказалась болезненной для «Ростеха» и неоднократно обсуждалась на совещаниях с вице-премьером Дмитрием Козаком и другими руководителями профильных ведомств. Единственным выходом из этого тупика была продажа УВЗЛ через открытый конкурс, что позволило бы обеспечить стабильную деятельность компании и покрыть ее долги. Но огромные обязательства компании на тот момент делали ее непривлекательной для инвесторов.

В конце июля 2017 года для вывода ООО «УВЗ-Логистик» из кризиса руководством «Ростеха» принято решение о назначении нового генерального директора: Александра Самусева. В октябре того же года новому руководству УВЗЛ удалось договориться о возврате вагонного парка, который к настоящему моменту полностью завершен. Кроме того, в ноябре-декабре минувшего года компания смогла выплатить кредиторам часть долга УВЗЛ в размере 1,5 млрд рублей, возобновила регулярные лизинговые платежи и заработала более 600 млн рублей чистой прибыли.

Поскольку для «Ростеха» данный актив является непрофильным, осенью 2017 года госкорпорация приняла решение о продаже УВЗЛ частному собственнику через открытый конкурс. Претендентов на покупку УВЗЛ было несколько, в их числе называли «Первую грузовую компанию» (ПГК) Владимира Лисина. Однако, судя по всему, большинство потенциальных покупателей заинтересованы в контроле над крупным вагонным парком, но не могут взять на себя обязательства по существующим долгам «УВЗ-Логистик». Вполне вероятно, что некоторые из них просто хотели получить подвижной состав, оставив все долги на плечах госкорпорации.

   
   

Для продажи УВЗЛ «Ростех» сформировал конкурсную комиссию, в которую вошли представили госкорпорации и руководство АО «Уралвагонзавод». За несколько месяцев работы комиссия разработала конкурсную документацию, сформировала качественные и количественные критерии для участников. Чтобы обеспечить гарантии возврата многомиллиардного долга, действующий собственник УВЗЛ установил критерий для участников конкурса: необходимость обеспечить большой и постоянный поток собственных грузов для перевозки.

Можно предположить, что компанию АО «Инвест-Логистика» контролирует ОАО «ПНК», так как она соответствует требованиям конкурса. Как сказано на сайте последней, она владеет 18 щебеночными заводами в России суммарной мощностью 14 млн куб. м в год, а также собственным вагонным парком. Все это позволяет предполагать, что ОАО «ПНК» в состоянии обеспечить погашение задолженности ООО «УВЗ-Логистик». Скорее всего, все это станет известно после окончания сделки.

Смотрите также: