Государственное управление по регулированию рынка (SAMR — The State Administration for Market Regulation) в Китае начало официальное расследование деятельности Alibaba Group Holding Ltd. Компанию подозревают в нарушении антимонопольного законодательства, а именно в практике «принудительной эксклюзивности», об этом сообщила газета South China Morning Post (SCMP) 24 декабря 2020 года.
Alibaba Group известна в России прежде всего как владелец интернет-магазина AliExpress. У компании много крупных дочерних организаций в КНР (Taobao, Tmall, Alipay Ling Shou Tong и др.) и в мире (Alibaba.com, Alibaba Cloud Computing и др.). Холдинг входит в топ-10 компаний мира по уровню рыночной капитализации (стоимость объекта, рассчитанная на основе текущей рыночной (биржевой) цены).
Что такое практика принудительной эксклюзивности?
Термин «принудительная эксклюзивность» применяется в деловой практике китайской интернет-индустрии. Это ситуация, когда компании заставляют продавцов выбирать только одну платформу в качестве эксклюзивного канала продаж и распространения. То есть партнерам Alibaba запрещается сотрудничать с конкурентами компании.
Чем может обернуться расследование для Alibaba?
Чжао Сяофэн, доцент кафедры финансов и страхования Университета Линнань в Гонконге, заявил изданию, что расследование будет для Alibaba Group серьезным испытанием: оно может показать, был успех связан с хорошей бизнес-моделью или все это следствие того, что компания монополизировала рынок. Чжао считает, что самым опасным для компании в этом случае будет не возможный штраф. «Настоящим ударом может стать то, что Alibaba больше не сможет обязывать продавцов сотрудничать только с одной платформой для продажи своих продуктов. Компания может потерять продавцов и потребителей», — объясняет эксперт.
Ван Чен, партнер инвестиционной компании Xufunds Investment Management в Шанхае, полагает, что в краткосрочной перспективе рост Alibaba приостановится, если компания не сможет больше ослаблять мелких конкурентов. Но глобально для гиганта электронной торговли может измениться немногое, так как рынок электронной коммерции в Китае очень конкурентный, новичкам в него войти сложно.
«Alibaba скорее сохранит большую часть своей нынешней доли рынка, чем потеряет, даже если рост замедлится. В конечном итоге расследование пойдет на пользу индустрии электронной коммерции и не даст некоторым крупным игрокам быстро разрастаться», — добавляет Ван Чен.
Журналисты газеты People’s Daily, рупора Коммунистической партии Китая, заявили в статье, что антимонопольное расследование в отношении Alibaba — к лучшему. По их мнению, это ведет к более эффективному регулированию и содействует здоровому развитию китайской экономики.