В четверг, 21 мая Госдума в третьем, окончательном чтении, приняла закон о создании единого федерального информационного регистра сведений о населении России. Как отмечают парламентарии, создание такого ресурса позволит сократить сроки оказания государственных и муниципальных услуг, а также повысит эффективность государственной политики.
Кроме того, создание такой системы, по словам авторов закона, будет способствовать борьбе с правонарушениями и мошенничеством при получении мер социальной поддержки и уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей, а также позволит повысить собираемость платежей в бюджеты всех уровней.
Закон «О едином федеральном информационном регистре, содержащем сведения о населении РФ» вступит в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых установлены иные сроки. До 2026 года устанавливается переходный период, в течение которого будут регламентироваться особенности создания и ведения регистра.
Какие сведения будут включены в единый регистр?
Как сказано в ст. 2 закона, федеральный регистр будет содержать сведения о гражданах Российской Федерации, об иностранных гражданах и лицах без гражданства, временно или постоянно проживающих в стране, либо признанных беженцами или получивших временное убежище на территории РФ, а также об иностранных гражданах, временно пребывающих в РФ и осуществляющих в установленном порядке трудовую деятельность.
Регистр будет содержать конкретные сведения о гражданине. В него будут вносить:
1. Сведения о физическом лице:
- фамилия, имя и отчество (при наличии) и в случае их изменения — иные фамилия, имя и отчество (при наличии);
- дата рождения;
- дата смерти;
- место рождения;
- место смерти;
- пол и в случае его изменения иной пол;
- сведения о семейном положении физического лица (записи актов о заключении и расторжении брака);
- гражданство Российской Федерации и (или) гражданство (подданство) иностранного государства/иностранных государств;
- сведения о наличии у гражданина Российской Федерации документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии);
- сведения об обращении гражданина РФ в полномочный орган иностранного государства о его выходе из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (при наличии).
2. Идентификаторы:
- записи акта о рождении;
- записи акта о смерти;
- документа, удостоверяющего личность физического лица, включая вид, номер и иные сведения о таком документе;
- документов или отметок в документах, удостоверяющих личность, подтверждающих право иностранного гражданина и лица без гражданства на пребывание (проживание) в РФ;
- сведений о регистрационном учете гражданина РФ и миграционном учете иностранного гражданина и лица без гражданства в РФ;
- сведений о принятом решении по вопросам гражданства РФ;
- сведений о постановке на учет в налоговом органе, в том числе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход;
- сведений о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;
- сведений о постановке на воинский учет граждан РФ, обязанных на нем состоять;
- сведений о регистрации в системах обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования;
- сведений о постановке на учет в органах службы занятости;
- документа об образовании и (или) о квалификации, документа об обучении, включая виды, номера и иные сведения о таких документах, сведений о присуждении, лишении, восстановлении ученой степени, ученого звания;
- учетной записи физического лица в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
- записей федерального регистра сведений о населении о физических лицах, являющихся родителями физического лица, супругом (супругой) физического лица, ребенком (детьми) физического лица.
Кто будет заниматься ведением регистра?
Вести ресурс будет Федеральная налоговая служба (ФНС) на основании имеющихся у нее данных, а также данных МВД, Минобороны, Минобрнауки, государственных внебюджетных фондов.
Кто сможет получать сведения из регистра?
Налоговая служба также будет обязана обеспечить защиту всех имеющихся сведений. Данные из регистра будут предоставлять государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам, а также самому гражданину или его законному представителю. Запрашивать информацию из регистра также смогут государственные и муниципальные органы, внебюджетные фонды и избирательные комиссии.
Сведения о гражданине могут быть изменены по обращению физического лица, в отношении которого они составлены, или его законного представителя. Также федеральные органы исполнительной власти будут обязаны направлять сведения о выдаче и замене документов, выдаче вида на жительство, удостоверения беженца, разрешения на работу и т.д. Какие органы смогут вносить в регистр ранее неучтенные сведения, определит президент, а правительство, в свою очередь, определит порядок изменения сведений после обращения гражданина.