55-летний пакистанец Халид Шейх Мохаммед, признанный главным организатором терактов 11 сентября 2001 года, попросил власти США не приводить в исполнение смертный приговор. Как сообщает The Wall Street Journal, содержащийся в американской тюрьме Гуантанамо террорист решил пойти на сделку с правосудием и попросил сохранить ему жизнь в обмен на дополнительные сведения, которые, по его мнению, могут пригодиться следствию.
Ранее родственники жертв терактов 11 сентября 2001 года подали коллективный иск против Саудовской Аравии. Они обвинили страну в финансировании и поддержке «Аль-Каиды» (террористическая организация, запрещена в РФ). Иск был подан от имени 800 человек с целью получения компенсации от правительства Саудовской Аравии. В 2001 году террористы захватили три пассажирских самолета и направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона. Во время теракта погибло порядка 3000 человек.
В США правовой институт сделки о признании вины существует достаточно давно. Впервые о конституционности и законности такой сделки было заявлено в 1970 году при рассмотрении дела Brady v. United States. Сегодня в Штатах большинство уголовных дел завершаются сделкой со следствием.
В чем суть сделки со следствием?
В США суть сделки о признании вины (сделки с правосудием) заключается в признании вины и сотрудничестве со следствием со стороны обвиняемого в обмен на получение ряда льгот, касающихся наказания за совершенное преступление. Обвиняемому могут сократить срок тюремного заключения или переквалифицировать его деяние с более тяжкого на менее тяжкое. Также сторона обвинения может отказаться от дальнейшего расследования.
Поводом для принятия сделки является ходатайство о ней, подаваемое обвиняемым в общем порядке. В нем содержится одно из заявлений относительно виновности: о признании себя виновным (plead guilty), о непризнании себя виновным (plead not guilty), либо с согласия суда обвиняемый может не оспаривать свою виновность и принять назначаемое судом наказание (plead nolo contendere), так и не признавая себя виновным. Помимо этого документа, в ходатайстве содержатся заявления обвиняемого о способствовании расследованию преступлений.
В американском правосудии выделяют два вида сделок со следствием:
— направленные на достижение договоренности относительно выдвинутых обвинений или связанные с изменением объема обвинения (charges bargaining);
— направленные на достижение договоренности относительно применимого наказания (sentence bargaining).
Как и на каких условиях заключаются сделки со следствием в России?
В России также применяются сделки с правосудием, официально это называется досудебным соглашением о сотрудничестве. Согласно п. 61 ст. 5 УПК РФ, оно представляет собой соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.
Необходимым условием для заключения досудебного соглашения о сотрудничестве является активное содействие обвиняемого (подозреваемого) в раскрытии и расследовании преступления, изобличении и уголовном преследовании других соучастников, розыске имущества, добытого в результате преступления, и пр. Ходатайство о заключении сделки со следствием подается в письменном виде на имя прокурора, заявить его можно с момента начала уголовного преследования до объявления об окончании предварительного следствия.
Какие преимущества и недостатки есть у сделки со следствием?
Благодаря досудебному соглашению о сотрудничестве можно получить менее суровое наказание. Кроме этого, сделка со следствием экономит средства обвиняемого, которые тому приходится тратить на адвоката. Дело, в рамках которого заключается соглашение, разрешается значительно быстрее.
Однако, так как суд, утверждая соглашение о сделке, никак не связан его условиями, в определенных случаях наказание может оказаться более суровым, а обвиняемому после вынесения приговора уже не разрешат отозвать свои признательные показания.
«Смысл в том, что, если человек признал свою вину и затем идет на сделку со следствием, он может получить менее суровое наказание. Если человека, допустим, поймали за кражу телефона, и он соглашается пойти на сделку, то государство перестает тратить средства на проведение различных следственных процедур. В суде обвиняемому в результате сделки дают меньший срок. Для судьи при этом важно, что человек покаялся, пошел на путь исправления, примирение с потерпевшим и т. д.», — говорит адвокат Дмитрий Королев.
При этом, по словам эксперта, возможны и случаи, когда приговор может оказаться суровее, чем ожидалось. «Например, кассир, которого подозревают в краже, соглашается пойти на сделку, но его подставляют, а деньги на самом деле он не брал, вину свою он также не признает, но, несмотря на сделку со следствием, на него „вешают“ огромную сумму согласно выявленным фактам», — объясняет Королев.
Таким образом, для обвиняемых, заключающих досудебное соглашение о сотрудничестве, выгода от сделки со следствием не всегда очевидна. По сути, такие сделки призваны побудить обвиняемых (подозреваемых) к более интенсивному сотрудничеству со стороной обвинения, за что им, в свою очередь, могут быть предоставлены определенные послабления при назначении наказания.