Международная группа журналистов провела расследование, которое основано на 124 тыс. конфиденциальных документов представителей руководства компании Uber, разных чиновников и мировых лидеров почти в 30 странах мира.
После изучения документации стало известно, что Uber использовала технологию скрытности, чтобы помешать направленной против компании работе регулирующих и правоохранительных органов. Сервис заказа такси также задействовал лоббистов, чтобы добиться расположения видных мировых лидеров с целью оказать влияние на законодательство и избежать уплаты налогов.
Электронные письма и разные сообщения предоставил The Guardian бывший главный лоббист Uber Марк МакГанн. Он также поделился материалами с Международным консорциумом журналистов-расследователей и десятками новостных организаций, включая The Washington Post.
Итоги расследования легли в основу Uber Files и были опубликованы 10 июля. Изученные документы касаются периода, когда руководителем Uber был Трэвис Каланик, который покинул пост в 2017 году.
Что известно о результатах расследования?
Согласно полученной журналистами информации, представители Uber встречались с политиками и просили о различных одолжениях, в том числе «о прекращении расследований и изменении политики в отношении прав работников». Документы подтверждают, что компания игнорировала законы о такси и нарушала права рабочих.
Компания Uber также использовала «выключатель», чтобы блокировать сбор улик. Созданная система блокировала доступ к ИТ-системам компании и не позволяла сотрудникам правоохранительных органов собирать доказательства и улики во время рейдов как минимум в шести странах.
Имеющиеся в распоряжении журналистов документы свидетельствуют о том, что лоббисты, в том числе бывшие помощники президента Барака Обамы, настаивали на том, чтобы правительственные чиновники прекратили расследования, переписали законы о труде и такси и ослабили проверку водителей.
Помимо этого, консорциум использовал угрозу насилия в отношении водителей Uber во Франции со стороны обиженных таксистов как способ заручиться общественной поддержкой. В одной из переписок руководители Uber предупреждали, что отправка водителей на акцию протеста во Франции может привести к насилию со стороны разгневанных таксистов.
В файлах также говорится, что Uber направляет прибыль через Бермудские острова. Компания сократила выплату налогов на миллионы долларов, скрывая свою прибыль в оффшорах и других налоговых убежищах, при этом помогая властям собирать налоги со своих водителей.
Что известно о лоббировании Макроном интересов Uber?
Журналисты выяснили, что Макрон оказал помощь компании Uber после того, как полиция приостановила ее деятельность в Марселе в 2015 году. У журналистов оказалась и личная переписка сооснователя Uber Трэвиса Каланика с Макроном. По данным The Guardian, Макрон, будучи в то время министром экономики, был союзником расширения бизнеса американской компании. В 2017 году, став президентом, он выступал за расширение Uber, против которого выступали местные таксисты.
Парламентская фракция партии «Непокоренная Франция» намерена выступить за создание следственной комиссии для изучения связей президента страны Эммануэля Макрона с сервисом заказа такси Uber.
Французская газета Le Monde пришла к выводу, что Макрон, заключив тайный договор с компанией, нарушил действие установленных правил такси. По словам лидера коммунистической партии Фабьена Русселя, Макрон на самом деле помогал коррумпированному бизнесу вместо защиты граждан Франции. Аналогичного мнения и другие французские политики, которые заявляют, что «Францией управляет не президент, а лобби».
В документах также говорится, что представители Uber встречались не только с Макроном, но и с Джо Байденом, когда тот занимал пост вице-президента США (с 2009 года по 2017 год), а также с экс-советниками занимавшего с 2009 по 2017 год пост президента США Барака Обамы.
Источники: