Что известно о суде между РАО и кинотеатрами из-за западной музыки?

Ответ редакции

Российское авторское общество (РАО) собирается через суд взыскать с кинотеатров страны отчисления за публичное воспроизведение музыки в фильмах, которые они показывают. Речь идет о музыке из картин, которые произведены на Западе — весной 2022 года, после начала спецоперации на Украине, из России ушли не только западные музыкальные лейблы и кинокомпании, но и иностранные общества по коллективному управлению правами (ОКУП), с которыми работал РАО. Об этом пишет «КоммерсантЪ», ссылаясь на картотеку арбитражных дел.

   
   

В чем суть исков?

По закону об авторском праве кинотеатры должны перечислять авторам музыки к фильмам определенный процент от кассовых сборов. Раньше эта ставка могла доходить до 3%, затем была снижена до 1,2%; в 2019 году ставку опять уменьшили — до 0,8%. Через РАО и ОКУПы эти деньги распределяются между композиторами как добавка к их гонорару за создание саундтрека. Этот сбор иногда называется «таперским» — он похож на плату пианисту, который играл во время сеансов немого кино.

Суммы всё равно получаются достаточно большими — например, в 2018 году сборы зарубежных фильмов в прокате России составили 36,1 млрд рублей, а размер отчислений «на западную музыку» — примерно 430 млн рублей.

Сейчас РАО хочет получить от сети кинотеатров «Каро» 7,4 млн рублей, а от объединенной киносети «Формула кино» и «Синема Парк» — 10,3 млн рублей. 

Откуда появился этот долг?

Издание приводит комментарий пресс-службы «Формулы кино» и «Синема Парка» — там считают, что после ухода западных компаний перечислять деньги просто некуда и готовы возобновить выплаты только после возвращения этих организаций в Россию.

В самом РАО говорят, что речь идет в основном о долгах, которые образовались у кинотеатров ещё до весны этого года. Ну а средства, причитающиеся авторам музыки из списка недружественных стран, в РАО готовы перечислять на специальные счета типа «О».

Опрошенные изданием эксперты считают, что шансов выиграть суды у киносетей немного — обычно судьи становятся на сторону владельцев авторских прав, независимо от внешних обстоятельств. 

   
   

Напомним, что после ухода голливудских кинокомпаний из России отечественный прокат лишился денег от многих голливудских блокбастеров, которые в предыдущие годы приносили около 75% годовой выручки.

Источник:

https://www.kommersant.ru