Был защитник, стал браконьер. 4 скандала, связанных с экоактивизмом

На Алтае ФСБ задержала главу экологического фонда — по версии силовиков, защитник природы охотился на краснокнижных горных баранов. АиФ.ru рассказывает о людях и брендах, которые также обвинялись в лицемерии с приставкой «эко».

   
   

Я тебя защищал, я тебя и убью?

Эрмен Суркашев с 2012 года руководит экологическим фондом «Аргут». В 2017 году фонд даже становился победителем в конкурсе президентских грантов  активисты получили больше пяти миллионов рублей на вольерное разведение сибирской кабарги (небольшое оленевидное животное). В заявке говорится, что популяции кабарги угрожает «широкомасштабное коммерческое браконьерство», поэтому фонд собирается создать питомник по ее разведению в неволе.

И вот в браконьерстве подозревают главу фонда. Его задержали на расстоянии выстрела от стада алтайских горных баранов. Из-за угрозы вымирания этот зверь занесен в Красную книгу России. Вместе с Суркашевым на месте находились московский бизнесмен и местный житель, которого в регионе знают как организатора трофейных охот. Все трое были с огнестрельными охотничьими ружьями.

В свое оправдание задержанные сказали, что охотились вовсе не на баранов, а на козлов. Но в национальном парке «Сайлюгемский», рядом с которым и проходила охота, заявили: все местные жители знают, что козлы здесь не водятся. За 10 лет не зафиксировано ни одной особи.

«Единственное копытное, которое здесь фиксируют, — аргали,  говорится в сообщении парка.  На данной территории сосредоточена крупнейшая группировка алтайского горного барана в России. Сейчас у аргали идет активная фаза гона: животные сконцентрированы в крупные стада. Рядом с одним из таких и были задержаны нарушители». 

В парке отметили, что один из задержанных «на общественных началах трудится в региональных особо охраняемых природных территориях Республики Алтай, формально являясь защитником диких животных».

Сам Суркачев в прошлом году баллотировался в депутаты Госсобрания республики Алтай. Тогда же он стал призером алтайского первенства  по стрельбе из охотничьего нарезного ружья.

   
   

Волка и панты пришлось убрать

В 2019 году в инстаграме основателя бренда экологичной косметики Natura Siberica Андрея Трубникова появилась фотография убитого волка. Подпись гласила: «Такие волки тоже бывают. 90 килограммов». Подписчики мгновенно ответили критикой. Во многом потому, что Natura Siberica изначально позиционировала себя этичным и экологичным брендом: мол, используем натуральные ингредиенты и не тестируем косметику на животных. И тут — мертвый волк. После волны критики пост удалили. Позднее Трубников написал, что никого не убивал: «Дорогие друзья! Я волка не убивал. И никто из моей команды. Хочу объяснить: фото я скачал в интернете. Тот волк поразил меня своими размерами. Посмотрите в интернете фото волков. И каждый из вас может скачать и разместить фото волков. Как вот это фото. Я люблю животных и ни разу даже утку не убил. Я ненавижу охоту».

До этого бренд оказывался в центре скандала из-за использования в продуктах пантокрина  выжимки из оленьих пант (молодых рогов, насыщенных кровеносными сосудами). Москвичка Марина Зайцева постом в Facebook обратила внимание, что компания, позиционирующая себя как экомарка, использует в производстве спорный с точки зрения гуманизма продукт. «Оленя зажимают в тисках, пилят рожки по живому, а потом посыпают нафталином. И так каждые три года. Болевой шок такой, что не все после “процедуры” выживают. Если ты офигеть какой экологичный и природный, то резать оленя ножовкой тебе должно быть неприятно»,  написала Зайцева. 

Представители бренда написали возмущенным пользователям несколько развернутых ответов: в них они обосновывали использование пант и доказывали, что их добыча не вредит оленям. Но народное негодование было таким сильным, что компания пошла навстречу потребителям: через несколько дней она заявила, что отказывается от продуктов с содержанием пантокрина.

Убийство оленей и фургон с мороженым

Владельца и основателя компании «Чистая линия» Гагика Эвояна с двумя друзьями взяли под стражу по подозрению в незаконной охоте. Полицейские считают, что компания занималась под Дмитровом незаконным отстрелом оленей. Во время обыска у Эвояна нашли десять единиц оружия. А в фургоне для перевозки мороженого рядом с домом бизнесмена обнаружили туши четырех убитых оленей. Никаких разрешительных документов на отстрел животных у задержанных не было.

Пользователей Сети история шокировала еще и тем, что бренд, основанный Эвояном, позиционирует себя как экологичный. Фабрика славится натуральным составом мороженого: не добавляет искусственные красители и ГМО, использует бумажную упаковку и даже продает продукт совсем без нее — на мобильных стойках. До сих пор бренд активно ассоциировался с экологичным потреблением.

Сожгли одежду

Концерн H&M, с одной стороны, постоянно выслушивает обвинения в неэтичном и неэкологичном производстве: мол, одежда производится нищими бангладешскими рабочими, а из-за низкой стоимости продукция бренда стимулирует гиперпотребление. Компания решила не мириться с обвинениями, а действовать! Запустила экологичные линейки из вторсырья и стала принимать одежду на переработку: покупатель приносит ненужные вещи, а взамен получает скидку 15 процентов на новые.

Но в итоге и эту инициативу нашли за что покритиковать. Датский телеканал TV2 сообщил, что только 15 июня 2017 года компания сожгла полторы тонны одежды, а в год она сжигает около 12 тонн. По данным датских журналистов, это были новые вещи, которые покупатели по разным причинам вернули. По мнению TV2, сожженная одежда состояла из материалов, пригодных для переработки и повторного использования.

Получается, компания собирает на переработку старые вещи, но сжигает новые?

В самом H&M объяснили, что сожгли одежду из-за плесени или несоответствия строгим нормам компании на использование химикатов.

Это не первый скандал, связанный с уничтожением одежды. В 2017 году люксовый бренд Burberry уничтожил нераспроданную одежду, обувь и аксессуары и косметику на сумму более 28 миллионов фунтов! Экологи возмутились, ведь это сырье можно было переработать. В итоге Burberry пришлось публично извиниться и заключить контракт с компанией, которая займется переработкой остатков.