Дарью Трепову*, осужденную за терроризм, предположительно, планируют этапировать в исправительную колонию № 2 в Ленинградской области, где она будет отбывать свой 27-летний срок. Выйдет Трепова в 53 года. Aif.ru узнал, что ее ждет за решеткой.
Итак, ИК № 2, располагающаяся в поселке Ульяновка, — единственная женская колония в Ленинградской области. Иногда колонию называют «Саблино».
Находится она всего в получасе езды от дома, где прописана осужденная, и рассчитана на 982 места. Отбывать срок преступница будет вместе с убийцами, воровками и мошенницами, а также дамами, осужденными за разбой и нанесение тяжких телесных повреждений.
Есть в ИК спортивная площадка, парк, столовая, православная церковь, больничное отделение. А еще сюда можно заказать доставку из специализированного интернет-магазина «Сизо-ларек» по доставке продуктов питания и товаров первой необходимости лицам, находящимся в исправительных учреждениях России.
Об условиях в колонии aif.ru рассказали бывшие ее заключенные, которые отсидели свое и вышли на свободу с чистой совестью.
Озлобленные «многоходы»
37-летняя Анна (здесь и далее имена изменены) находилась в «Саблино» 3,5 года. Вышла в сентябре 2023-го. Говорит, что срок отбывала за наркотики.
«Это была просто подстава! Я ни за что отсидела, — резюмирует женщина в беседе с aif.ru. — Но в колонии сложностей не было: режим дня и работа в порядке».
Она утверждает, что контингент здесь совершенно разный. Есть и молоденькие 19-летние девушки, и пенсионерки 60-70 лет. Проблемы могут доставить «многоходы» (так еще называют рецидивистов).
«В основном они озлобленные. С ними общаться невозможно — очень злые, — заключает Анна. — Некоторые, как и я, сидят за наркотики, многие — за жестокие убийства».
Например, одна «местная знаменитость» села в 19 на 17,5 лет. 25-летие она отметила за решеткой.
Кстати, на территории колонии находится профессиональное училище, основная профессия, которую можно тут получить, — швея. А еще в колонии можно обучиться профессии маляра-отделочника. Все осужденные здесь работают. В основном шьют обмундирование для силовых структур и производят продукцию из пластмассы (например, кошачьи туалеты или полуметровые куклы).
«В 2021 году хорошая швея, выполняя норму, получала 7,5 тысячи. В магазин невозможно попасть: цены бешеные. В нем-то девочки за три копейки работают», — делится Анна.
Она говорит, что из косметики в колонии разрешены только тушь и карандаш для глаз: даже блеск для губ под запретом.
«Да, говорят, что “Саблино” не самое плохое место, но все же мне здесь не очень нравилось. Я рада, что уже на свободе. Работаю в торговом центре», — продолжает Анна.
«Готовят осужденные сами»
У некоторых содержащихся здесь очень длительные сроки. Одна из сиделиц получила 24 года за убийство несовершеннолетнего. Но Трепова переплюнула по сроку и ее.
«После выхода из колонии я живу хорошо. Теперь у меня своя комната в общаге. Ремонт заканчиваю. Тяжело одной... — в беседе с aif.ru вздыхает 33-летняя Анастасия. — Пока я сидела, муж умер. И сейчас — ни желания выходить замуж нет, ни кандидатов подходящих. Одна пьянь и альфонсы».
У Анастасии три статьи — две за кражу, одна — за умышленное причинение легкого вреда здоровью. Ее срок — лишь 8 месяцев.
«Бытовые условия в колонии нормальные. Единственная проблема — с водой. Летом горячей мало, зимой холодной не хватает. А так топят нормально, кормят неплохо. Но, впрочем, готовят сами осужденные хорошо! Сами же хлеб пекут», — продолжает Анастасия.
По ее словам, осужденные работают еще и парикмахерами, и в местной бухгалтерии, и в столовой, и фотографами. Даже продавец в магазине — осужденная.
«Выйдя в ноябре 2021 года, я вернулась на птицефабрику. Все у меня теперь хорошо», — говорит Анастасия.
«Тут есть конченые»
«Это не самое плохое место на свете, только с водой глобальные проблемы, — вспоминает 48-летняя Яна. — Самое главное, что здесь я встретила настоящих подруг. Я хотела бы забыть колонию, но не получается. Ведь мы поддерживаем друг дружку до сих пор. Если ничего из себя не изображать и не притворяться, то и в любом месте нормально».
По ее словам, «конченые» тут тоже есть, но их можно игнорировать. А о бытовых условиях она рассказывает так:
«Спальни на несколько человек со шкафом для всего необходимого. В каждом отряде — мойка-душевая. Горячая вода есть только зимой, летом холодной может не быть. Баня несколько раз в неделю, туалет в каждом отряде на несколько мест. Все чисто».
Подъем в колонии в 6 утра, отбой — в 22. Всегда можно чай попить и перекусить. Женщина говорит, что нравился ей только завтрак, остальное получалось от случая к случаю. А фирменное блюдо — жареная селедка — воняла на всю Ульяновку.
«Я вышла условно-досрочно. Счастью не было предела! Еще давно муж хотел меня убить, — делится Яна. — А у меня оказались совсем другие планы. Я отсидела четыре года четыре месяца. Сейчас вернулась домой, работаю удаленно. Все хорошо».
Суровый приговор
Отметим, что сейчас 26-летняя Дарья Трепова находится в двухместной камере СИЗО Лефортово. Ее адвокат Даниил Берман уже подал апелляцию по делу, назвав 27-летний срок самым жестоким приговором, вынесенным судом в отношении женщины в истории России.
Напомним, суд приговорил Дарью Трепову к лишению свободы по делу о теракте в Санкт-Петербурге в апреле 2023 года. Она пришла на выступление военного блогера Владлена Татарского и подарила ему статуэтку, нашпигованную взрывчаткой. В результате военкор погиб, несколько десятков человек пострадало.
Помимо длительного лишения свободы, террористка должна выплатить штраф в размере 600 тысяч рублей и компенсацию потерпевшим и родственникам погибшего — более 16 миллионов. Из колонии Трепова выйдет в 53 года.
* Находится в списке террористов и экстремистов