Без тормозов. Депутат Госдумы объяснил, что мешает приструнить самокатчиков

© / Александр Гальперин / РИА Новости

Число аварий с участием электросамокатов в России неуклонно растет. Счет таких ДТП уже идет на тысячи, но законов, способных поставить лихачей на место, до сих пор нет. Депутаты и сенаторы неоднократно предлагали разные варианты решения проблемы. Автор одной из таких инициатив, депутат Государственной думы РФ Ярослав Нилов рассказал aif.ru, что законопроекты буксуют из-за «самокатного лобби» и неготовности ГИБДД брать на себя контроль за движением средств индивидуальной мобильности.

   
   

— Рынок электросамокатов — это прибыльный бизнес, — подчеркнул Нилов, — Главная проблема состоит в том, что сегодня большой популярностью пользуется аренда таких устройств. В обороте находится огромное количество самокатов, но вопрос их передвижения совершенно не отрегулирован.

Между тем, депутат отметил, что участникам рынка аренды самокатов невыгоден беспорядок, сложившийся сейчас в законодательстве. Учитывая высокую стоимость самих гаджетов и запчастей к ним, самокатный бизнес нацелен на создание благоприятной и безопасной среды с минимизацией ДТП.

— Самокатное лобби в России, безусловно, есть. Но для представителей этого рынка главное, чтобы электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности пользовались спросом. Беспорядочная езда всегда несет за собой негативный шлейф, — сказал парламентарий.

Вторая причина блокировки законодательных инициатив, которую назвал депутат, напрямую связана с ГИБДД. По словам Нилова, в России сейчас слишком мало дорожных полицейских, чтобы эффективно ловить самокатчиков-лихачей. В качестве решения проблемы парламентарий предложил отдать эти полномочия туристической полиции.

Еще одна проблема заложена в сам КоАП. Нилов напомнил, что административная ответственность в России наступает с 16 лет. Самокатами же часто пользуются подростки более младшего возраста.

Парламентарии в ходе весенней сессии выступали с несколькими инициативами, призванными навести порядок в сегменте СИМ (средства индивидуальной мобильности). Самый жесткий вариант в июле предложил сенатор Андрей Клишас. Он заявил, что электросамокаты необходимо полностью убрать с городских улиц, оставив им возможность для передвижения только на территории парков и частных поселков по специально выделенным дорожкам. Идею Клишаса поддержал руководитель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин.

   
   

Ранее зампред комитета Совфеда по экономической политике Валерий Васильев выступил с инициативой присвоения госномеров для электросамокатов по аналогии с автомобилями и мотоциклами. В поддержку этого нововведения выступила спикер верхней палаты Валентина Матвиенко. Аналогичный законопроект в Госдуму обещают внести осенью.

До этого Минтранс анонсировал внесение поправок в КоАП со штрафами за нарушение Правил дорожного движения для лиц, управляющих СИМ. Разговоры о необходимости закручивать самокатчикам гайки активизировались после того, как 1 марта заработали поправки в ПДД. С этого момента электросамокаты, сегвеи, гироскутеры, моноколеса и прочие модные девайсы для развлекательной езды были приравнены к транспортным средствам «для индивидуального передвижения человека». При этом ограничения по максимальной мощности таких устройств в правилах прописаны не были.

По данным Научного центра безопасности дорожного движения ГИБДД, рост числа ДТП с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ) составил 181,9%. За шесть месяцев 2023 года в стране произошло 1034 таких ДТП, в которых погибли 12 человек и 1082 получили травмы.