Бесхозная дорога. Когда за доброе дело можно получить срок

Александр Поляков / РИА Новости

Между мордовскими селами Большая Поляна, Глушково и Паево и райцентром Кадошкино, как в сказке, шесть верст напрямую и 21 км — по столбовой дороге. Впрочем, напрямую тоже дорога есть, проложили грунтовку в еще в незапамятные годы — ее каждый местный знает. Только по документам она никак и нигде не числится. Именно за расчистку этого народного пути местный житель Игорь Рогожин получил полгода лишения свободы (к счастью, условно) и обязанность выплатить казне 860 тысяч рублей.

   
   

Она всегда тут была!

Старожилы помнят, что по этой грунтовке еще деды на войну уходили — так до райвоенкомата было втрое ближе добираться, чем в обход по «большаку». И сейчас по ней — кто в Кадошкино за покупками, кто к врачу. Да и скорой из районной больницы так добираться в эти села быстрее. По сути — дорога жизни. Которой, оказывается, официально не существует.

Лес — тот еще хищник, заброшенные людьми земли захватывает очень быстро. Поля, на которых перестали пахать, через десяток-другой лет зарастают деревьями настолько, что уже и непонятно — это по-прежнему сельскохозяйственные земли или уже лесной фонд? Точно так же и дорогу затянуло самосевом, — сначала по чуть-чуть, у обочин, а потом деревья подросли и проехать стало сложно. Тогда, два года назад, жители трех сел попросили руководителя местного аграрного хозяйства Игоря Рогожина пособить им — отправить туда бульдозер и дорогу расчистить. Что тот с добрым сердцем и сделал. В процессе пришлось убрать 33 дерева — те самые, самосевные, которые мешали движению.

«Я подсчитал — с момента возбуждения дела до вынесения приговора прошло ровно 550 дней. Ох и дорого они мне обошлись! Хотя, наверное, нужно было через все это пройти: истинную цену многих вещей понимаешь, лишь оказавшись в подобной ситуации», — рассказал корреспонденту «Российской газеты» Игорь Рогожин.

Все дело оказалось именно в этих 33 деревьях. Поскольку у дороги ни кадастрового номера, ни юридического статуса никакого не оказалось, то с точки зрения закона она — просто лес. То есть часть Лесного фонда. А в Лесном фонде России деревья — собственность государства, без оформления аренды участка и всех остальных формальностей их валить нельзя. Даже самые маленькие и неказистые. Разрешено только валежник собирать, но только если на нем есть явные следы гниения. Все остальное — нарушение лесного законодательства.

Сваленные бульдозером 33 дерева местное лесное ведомство оценило в 5,4 тыс. рублей. Но по строгим правилам калькуляции ущерба лесу они выросли в 860 тысяч рублей компенсации вреда природе. А дальше — уголовное дело, следствие, суд и приговор человеку, который просто откликнулся на просьбу о помощи.

Следите за руками

Дорога — это не то место, где ездят машины, а участок земли, поставленный на специальный кадастровый учет, объясняет замруководителя департамента публичного права НИУ ВШЭ Лариса Солдатова. Без этой записи в базе данных Росреестра такого объекта с юридической точки зрения просто не существует. По ее словам, таких дорог в России сотни и тысячи, основная проблема с ними как раз в том, что они никак не учтены.

   
   

«У дорог есть разные статусы: муниципальная, межмуниципальная, региональная, федеральная, от этого зависит, кто обязан следить за ее состоянием и поддерживать в пригодном виде. Муниципальная реформа в России все еще продолжается, и часто бывает, что тот или иной объект просто забывают поставить на учет. Тем более, кто поставил — тому и платить за обслуживание. Многие муниципалитеты у нас бедные, лишних обязательств на себя брать не хотят. А тут или понадеялись друг на друга, или решили, что республика на себя оформит. Так и получилась дорога, которая всем нужна, но которой формально не существует, и никто за нее не отвечает», — объяснила Солдатова.

Год назад пресса писала о «Брантовской автомагистрали» в Костромской области: бывшая лесовозная дорога тоже помогала сократить чуть не втрое путь от станции Брантовка и поселка Октябрьский до окрестных деревень. Но и она «в списках не значилась».

Про такие дороги знают все местные жители, знают многие водители, знают главы сельских администраций, дорожники. Вот только узнать, стоит ли она на кадастровом учете, и при необходимости оформить на нее документы мало у кого руки доходят.

«Пока формально дороги нет, за ней никто не может ухаживать, на ней нельзя валить деревья — эта норма предусмотрена, чтобы бороться с лесными браконьерами, — продолжает Солдатова. — Жителям мордовских сел и главам сельсоветов надо было прежде легализовать эту дорогу, а потом уже можно звать на помощь и приводить ее в порядок. Поскольку никто этого не сделал, к ответственности привлекли человека, который руководил работами по валке деревьев».

Кстати, прокуратура просила для Рогожина 3,5 года реального лишения свободы. Вынесенный судом приговор блюстители закона сочли слишком мягким и подали апелляцию. Хотя именно надзорное ведомство само по закону должно было проследить за бесхозной, но нужной людям дорогой и способствовать ее скорейшей постановке на учет, уверена Солдатова. 

Учесть все до единой

Дороги — такое же богатство России, как полезные ископаемые, реки и озера. Они связывают страну, помогают добраться из одной точки в другую. Их надо беречь, сохранять или хотя бы знать об их существовании, полагает депутат Госдумы Сергей Колунов.

«Надо провести инвентаризацию всех „заброшенных и забытых“ дорог, это несложно, — считает он. — Обо всех подъездных путях знают власти на местах, они указаны и на картах, и в навигационных системах. Далее запрашиваем выписку: в чьей собственности или по территории чьей собственности проходит дорога. С каждой неофициальной, но используемой жителями дорогой необходимо разбираться индивидуально. Это прежде всего вопросы собственности». 

Весь вопрос исключительно в финансировании, уверен депутат. При правильном распределении приоритетов и регионы, и муниципалитеты смогут на все найти деньги, изыскать дополнительные источники. Если этого не сделать и не оформить все по закону, история Рогожина будет повторяться снова и снова. 

«Местные жители будут продолжать использовать „бесхозные дороги“, сами подчищать их, где-то даже ремонтировать, а в итоге — из лишних побуждений — становиться нарушителями закона. Тут даже никаких дополнительных инициатив не нужно, надо сделать так, чтобы действующие нормы закона работали», — заключил Колунов