Байсаров: Артефакты скифов не должны пропасть

В начале июня первые волонтеры прибыли на очередной, третий по счету этап археолого-географической экспедиции «Кызыл-Курагино». В этом году поддержку проекту оказывает частный российский бизнес. Чем этот проект привлек бизнесменов нашему изданию рассказал предприниматель Руслан Байсаров, генеральный директор Тувинской энергетической промышленной корпорации (ТЭПК), ставшей парнером Русского географического общества по этому проекту.

   
   

«AiF.ru»: - Почему вы приняли решение принять участие поддержать очередной этап экспедиции?

Руслан Байсаров: - Тувинская энергетическая промышленная корпорация заключила соглашение о взаимодействии с Русским географическим обществом. Это будет наш первый опыт сотрудничества, и мы рады, что оно начнется именно в рамках проекта «Кызыл-Курагино». Наша компания собирается реализовывать здесь крупный инфраструктурный проект. Речь идет о строительстве 400 с лишним километров железнодорожного полотна и о $9 млрд инвестиций. Наше сотрудничество позволит, с одной стороны, углубить научную работу в рамках экспедиции, а с другой – ускорить подготовку местности к прокладке железнодорожного полотна.

«AiF.ru»: - Каким образом?

Руслан Байсаров: - Трассу предполагается проложить по тем местам, где по оценке археологов могут содержаться ценные исторические находки. За 2 предыдущих года здесь было найдено более 600 ценных артефактов, многие из которых представляют не только археологическую, культурологическую, но и музейную ценность. И было бы неправильно лишать человечество возможности открыть для себя новые пласты культуры народов, населявших эти земли задолго до нас. Например, в позапрошлом году были получены новые данные по обрядам захоронения эпохи ранних скифов, а в прошлом – удалось получить сведения о населении, проживавшем на этой территории тысячи лет назад. Найденные артефакты помогли больше понять жизнь, традиции людей эпохи бронзы. Было найдено и исследовано целое поселение. После тщательного изучения находки пополнят Государственный музейный фонд, а затем, наверное, с ними смогут ознакомиться посетители крупнейших музеев мира.

После извлечения этих артефактов мы сможем начать работу будучи точно уверенными, что под железнодорожным полотном не осталось ценных артефактов и человечество не утратит значимые для его истории сведения.

«AiF.ru»: - Кто будет проводить исследовательские работы?

   
   

Руслан Байсаров: - Научными руководителями являются профессиональные археологи Института истории материальной культуры РАН. Но им будут помогать энтузиасты, волонтеры, которых набирает Русское географическое общество. В прошлый полевой сезон на раскопках работали 491 человек, в этом году удалось привлечь уже 670 добровольцев.

«AiF.ru»: - Где пройдут основные работы в 2013 году?

Руслан Байсаров: - В основном, на берегу Белых озер. Впрочем, у участников экспедиции будет обширная культурная программа, которая, как мне кажется, позволит создать задел для развития в будущем туризма в Тыве. Участники экспедиции смогут ознакомиться с основными достопримечательностями края, будут проведены мастер-классы и уроки тувинского языка и горлового пения. Запланирована экскурсия в Красноярск на выставку партнеров общества «Дикая природа России» и многое другое. Скучать не придется.

Справка

Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация (ТЭПК) реализует в России несколько крупных промышленных проектов, в том числе:

- Разработка одного из крупнейший угольных месторождений – Элегестского (Тува) с разведанными запасами около 1 млрд тонн.

- Строительство железнодорожной магистрали Элегест-Кызыл-Курагино в Красноярском крае. Протяженность магистрали составит 410 км. Пропускная способность - до 27 млн тонн грузов в год.

- Проектировка глубоководного морского терминала в порту Ванино, (мыс Бурный, Хабаровский край). Объем перевалки составит более 15 млн тонн.

Предполагается, что строительство железнодорожной ветки позволит значительно улучшить транспортную инфраструктуру Тувы, создать более 15 тысяч рабочих мест. При этом размеры налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты составят около 17 млрд рублей. Строительство морского терминала в Хабаровском крае обеспечит более 500 дополнительных рабочих мест.

Смотрите также: