8-800-Спайс: государственные органы не справляются с наркорекламой

Закрашивание рекламы спайсов на асфальте © / АиФ / АиФ

«Называете товар, оплачиваете через платежный терминал, скидываете номер платежа, работаем через закладки. Просто скажем вам место, где будет лежать товар», — говорит голос с характерным кавказским акцентом. «Закладками» на терминологии покупателей наркотических средств называют тайники, где после оплаты дилеры оставляют пакеты с дозами. Любопытно в формате «контрольной закупки» даже не то, что телефон продавца наркотиков был обнаружен в рекламных баннерах социальной сети, а то, что звонки на него бесплатны для звонящего, а сам многоканальный номер даже может вызывать доверие у людей. 

   
   

Многоканальные виртуальные номера используются как обычными бизнесменами, так и различными официальными структурами для «горячих линий» (с помощью такой, к примеру, общался с россиянами в апреле 2013 года президент страны Владимир Путин), опросов общественного мнения и благотворительных марафонов. Подавляющее большинство служб поддержки коммерческих организаций также ассоциируется у простых россиян с номерами 8-800.

Продавцы психостимуляторов, которых 15 июля правительство России своим постановлением включило в список наркотических средств, воспользовались врезавшимися в память цифрами и теперь стараются использовать их с максимальной результативностью.

«Бесплатный вызов»

Главная особенность услуги — это федеральный телефонный номер, звонок на который в большинстве случаев бесплатен для звонящего. Кроме того, так как номер является многоканальным и виртуальным, отсутствует необходимость проводить дополнительные телефонные линии. Все поступающие звонки обрабатываются на стороне оператора связи, предоставляющего услуги (к «Большой мобильной тройке» добавляется «Ростелеком», ОАО «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ) и куча распространителей-перекупщиков помельче) и переадресовываются на указанные абонентом номера телефонов. Это могут быть как мобильные телефоны, так и телефоны операторов фиксированной связи любого региона РФ. Все телефонные звонки оплачиваются владельцем номера 8 800.

Если в начале появления услуги номера формата 8-800 были прерогативой исключительно больших корпораций, то теперь зарегистрировать на себя удобный номер с равным успехом может как мелкая фирма, так и индивидуальный предприниматель. Счет зависит от количества поступивших звонков, и для небольшой компании может не превышать 2000-5000 тысяч рублей в месяц в зависимости от тарифов. Физические лица также могут стать обладателями «бесплатного номера». Правда, функционал его в этом случае будет, скорее всего, ограничен. Более выгодные условия операторы связи представляют корпоративным клиентам. Такую услугу продают, как правило, небольшие компании-операторы. Для подключения номера нужно при заключении договора выслать копию паспорта, разворот с фотографией и страницу с регистрацией по месту жительства. Проблем обычно не возникает, а тщательно проверяться они будут только в том случае, если на номер поступит жалоба, а служебное расследование ее подтвердит.

Учитывая, что, как правило, одна доза «спайса» стоит в диапазоне от 250 до 500 рублей, а один телефонный звонок покупателя продавцу обходится меньше, чем в один рубль, то выгода очевидна. Еще один очевидный плюс номеров 8-800: переадресация звонка позволяет замедлить процесс «прикрытия» номера. Россияне еще не научились определять с ходу, к какому оператору относится «бесплатный номер», так что жалоба на противоправные действия может быть отправлена не по адресу.

   
   

Smoke Service

Вопрос о распространении синтетических курительных смесей («спайсов») и обилия рекламы этих веществ на улицах и в интернете стоит довольно остро.  Родители не без основания боятся за здоровье своих детей, в том числе и несовершеннолетних.  Случаи, когда школьников увозили в больницы прямо с уроков из-за отравления «спайсами», были зафиксированы в Перми и Самаре.

Граффити с телефонами наркодилеров активисты неформальных организаций стараются закрашивать, сайты закрывать с помощью жалоб провайдерам. На телефонные номера распространителей пишутся жалобы-заявления операторам сотовой связи.

Корреспондент АиФ.ru попробовал зарегистрировать на себя подобный номер и убедился, что фактически провайдеров не интересует то, чем будут торговать их клиенты. Напрямую слова «спайс» и «наркотики», разумеется, не звучали, но по косвенным признакам определить товар, который собиралась реализовывать вымышленная фирма «SmokeService», было возможно. «Сайт будет торговать курительными смесями и девайсами для употребления всего этого», — говорил я, операторы одобряюще поддакивали.

Список документов, необходимых для подключения услуги, оговаривается при общении менеджера с клиентом. Ни на одном из сайтов, продающих «бесплатные номера» 8-800, корреспонденту АиФ.ru не удалось найти конкретный список документов, необходимый для заключения контракта с оператором сотовой связи. Опытным путем удалось выяснить, что для регистрации физическому лицу не требуется ничего, кроме паспорта с регистрацией по месту жительства (желательно, постоянной). Список документов для фирм выглядит солиднее. Для заключения нового контракта необходимы:

1) Доверенность от организации (ее оригинал или копия, заверенная печатью организации) на лицо, подписывающее контракт, выданная ответственным лицом (руководитель организации и главный бухгалтер).

2) Учётная карточка клиента. Банковские реквизиты и данные клиента — юридического лица, по установленной форме, содержащей ИНН, ОКОНХ, ОКПО, КПП, Юридический и Фактический адреса, Банковские реквизиты, Регистрационный номер (13-значный), Свидетельства о внесении записи в единый гос. реестр.

3) Копия Приказа о назначении Генерального директора, заверенная печатью Организации.

4) Копия Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе с обязательным предъявлением оригинала, либо нотариально заверенной копии.

5) Ксерокопия листов паспорта, содержащих информацию о доверенном лице.

6) Свидетельство о внесении записи в единый гос. реестр.

Эти документы должны требовать, как операторы связи, так и их партнеры. «Затем данные проверяются стандартными методами», — говорят в компаниях. Фактически это означает, лишь то, что служба безопасности, проверит легальность предоставленных документов, но не будет интересоваться, чем клиент торгует.

«Будем изучать вопрос»

«Мы не имеем законных оснований вмешиваться в бизнес нашего клиента без запроса правоохранительных органов», — заявили в пресс-службе компании МТТ в ответ на официальный запрос редакции АиФ.ru. Номер из пула этого оператора недавно стал причиной скандала с рекламой «спайса» в крупнейшей социальной сети Facebook. Согласно их позиции оператор сотовой связи «просто предоставляет телефонный номер», а для чего он используется клиентам, они знать не могут, так как «не прослушивают номера». Так же реагируют в других фирмах.

«Это личное дело заказчика, и вмешиваться в его бизнес мы не в праве, — ответили на запрос АиФ.ru в службе поддержки „Ростелекома“ — Если номер используется в противоправных целях, то в этом случае это дело правоохранительных органов, а не оператора связи. При этом если в наш адрес выносится постановление суда или предписание правоохранительных органов, то мы немедленно прекращаем предоставлять услуги», — заявляет представитель компании. При этом он отмечает, что в ситуации случае с услугой 8-800 («бесплатный вызов») таких случаев зафиксировано еще не было, и подчеркивает, что «каждый потенциальный клиент (юридическое лицо) перед заключением договора проверяется службой безопасности во избежание финансовых и других рисков».

Активисты закрашивают рекламу спайсов Фото: АиФ / АиФ

Более того, если операторы не проводят проверок деятельности, которая осуществляется по проданным ими номерам, самих их в этом плане также никто фактически не контролирует. По словам представителя Минкомсвязи Екатерины Осадчей, ведомство не планирует обязывать провайдеров контролировать тех, кто покупает у них данную услугу. «Таких планов у нас нет», — сказала Осадчая корреспонденту АиФ.ru. В «Роскомнадзоре» в свою очередь заявляют, что также официально не контролируют деятельность операторов с этой сфере.

Редакция АиФ.ru направила официальные запросы с просьбой обратить внимание на сложившуюся ситуацию в адрес главы комиссии Совета Федерации по информационной политике Руслана Гаттарова, а также членов Комитета Государственной Думы по информационной политике Роберта Шлегеля, Алексея Митрофанова, Сергея Железняка. «Спасибо за реакцию. Будем изучать вопрос, и думать какие меры можем предпринять», — поблагодарил редакцию АиФ.ru член думского комитета по информационной политике Роберт Шлегель. Коллеги Шлегеля по работе во власти в сдержанных выражениях опасения АиФ.ru поддержали и сообщили, что отреагируют на проблему в ближайшее время.

К моменту создания материала рекламное объявление из социальных сетей было удалено. Указанный там номер телефона работал, но абонент на звонки не отвечал. Однако, это лишь один телефон, определить истинное количество номеров, проданных торговцам «спайсом» пока не представляется возможным.

Смотрите также: