Льготы за службу фюреру. В Пушкино ветеран оказался изменником Родины

О подобных историях раньше говорили – «эхо войны». Сейчас ветеранам Великой Отечественной под 90, и кажется, что громкие разоблачения бывших предателей и немецких пособников, умело выдавших себя за фронтовых героев, остались в прошлом.

   
   

Однако история, происшедшая в подмосковном Пушкино, доказывает, что это не так.

В списках не значится

Как сообщил официальный портал Генпрокуратуры РФ, прокурор Московской области Александр Аникин обратился в суд с исковым заявлением о лишении звания ветерана (участника) Великой Отечественной войны, признании недействительным и изъятии соответствующего удостоверения одного из жителей подмосковного года Пушкино. Также прокурор потребовал признать недействительным вручение гражданину целого ряда юбилейных медалей.

Поводом к обращению в суд послужили результаты прокурорской проверки, которая была проведена по заявлению подмосковных ветеранов, которые усомнились в героическом прошлом одного из своих товарищей.

В заявлении на сайте Генпрокуратуры не сообщалась фамилия гражданина, однако журналисты, обратившись к пушкинским ветеранам, быстро установили, что речь идет 90-летнем Сергее Маслове.

Маслов много лет считается у себя в городе заслуженным героем, о нем рассказывается в целом ряде книг, и в течение долгого времени его боевое прошлое под сомнение не ставилось.

Мало того, в течение некоторого времени он был главой совета ветеранов поселка Мамонтовка, в котором и проживает.

   
   

Однако сомнения в военной биографии Маслова, тем не менее, возникли. Ветеран крайне неохотно рассказывал о своем боевом прошлом, а та информация, которая все-таки была им озвучена, выглядела крайне противоречиво.

В разных статьях и книгах он фигурировал то в качестве майора, то полковника, называл себя кавалером ордена Славы, хотя с первого дня войны был офицером, и не мог быть награжден солдатским орденом.

В одной из историй, которую рассказывал Маслов, фигурировал такой эпизод: якобы сам командующий 33-й армией генерал Масленников вручил ему за геройство орден Красной Звезды, сняв его своей груди. Однако генерал Масленников командовал не 33-й, а 39-й армией, а само награждение Маслова орденом Красной Звезды ни в каких документах обозначено не было.

Сомнений у других ветеранов становилось все больше и больше, и они решили проверить военное прошлое Сергея Маслова. Тут оказалось, что ни майор, ни подполковник, ни полковник в отставке Сергей Николаевич Маслов не числится в базе данных Министерства обороны.

После этого ветераны обратились для разбирательства в прокуратуру.

Как красный кавалерист стал немецким карателем

Данные на Маслова Сергей Николаевича обнаружились в Генеральной прокуратуре Республики Беларусь в виде … уголовного дела по обвинению в измене Родине.

Согласно материалам следствия, лейтенант Сергей Маслов в 1942 году проходил службу на Калининском фронте в 11-м кавалерийском корпусе в должности офицера связи штаба корпуса.

24 июля 1942 года Маслов попал в плен к немцам, и на допросе сообщил противнику местонахождение группы офицеров штаба корпуса, находящихся в лесу, в результате чего они также были захвачены в плен.

Дальнейшая биография Сергея Маслова, по данным следствия, была напрямую связана со службой «великой Германии»: в декабре 1942 года он добровольно согласился служить гитлеровцам, и стал командиром взвода «восточного» учебного полка в Бобруйске, где готовил солдат к карательным акциям против партизан.

Службу Маслов нес добросовестно, и вскоре стал командиром взвода карательного батальона «Митте», снова получив чин лейтенанта – но теперь уже не Красной Армии, а вермахта.

С лета 1943 года до сентября 1944 года в составе карательного батальона Маслов во Франции проводил операции против французских партизан, а затем и против войск союзников. И 9 сентября 1944 года снова оказался в плену – теперь уже у американских войск.

Сергей Маслов вполне отдавал себе отчет, что на Родине его по голове не погладят, и потому в лагере для военнопленных заявил о выходе из советского гражданства и желании остаться на Западе. Американцы, однако, не рассмотрели в Маслове «жертву тоталитарного режима» - человек, взятый в плен в форме гитлеровской армии и с оружием в руках у них сочувствия не вызвал.

Когда стало понятно, что встречи с Родиной не миновать, Маслов принял участие в лагерном бунте протеста против передачи советским властям.

Несмотря на это, американцы в сентябре 1945 года выдворили Маслова в советскую оккупационную зону.

Предатель под маской героя

Военный трибунал Группы советских оккупационных войск в Германии в декабре 1945 года приговорил Маслова Сергея Николаевича за измену Родине к 10 годам лишения свободы с лишением воинского звания «лейтенант».

Приговор довольно гуманный, с учетом вышеперечисленных заслуг «дважды лейтенанта» Маслова.

На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 г. «Об амнистии советских граждан, сотрудничавших с оккупантами в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» Сергей Маслов был амнистирован по отбытии наказания.

Заметим, «амнистирован», то есть прощен, но не «реабилитирован», то есть не признан безвинно осужденным.

Дальше в истории Сергея Маслова начинаются вопросы, на которые пока нет ответов. Каким образом изменник Родины и лейтенант вермахта сумел убедить окружающих в своем славном героическом прошлом? Причем убедить настолько, что в 1980 году Одинцовский отдел военкомата Московской области выдал Маслову бессрочное удостоверение участника Великой Отечественной войны, на что гражданин не имел права, как не подлежащий реабилитации.

Между тем, как уже говорилось выше, все эти годы Сергей Маслов числился заслуженным ветераном, получал поздравления, юбилейные награды, писал статьи о своем героическом прошлом и воспитывал молодежь личным примером.

История Маслова чем-то напоминает историю Антонины Макаровой, также известной как «Тонька-пулеметчица». Будучи санитаркой Красной Армии, попав в окружение, она перешла на сторону противника, и выступала в качестве палача, лично расстреляв из пулемета 1500 человек.

В конце войны Макарова сумела достать удостоверение медсестры, устроиться в госпиталь Красной Армии, и прожить затем три десятилетия в статусе заслуженного ветерана. Лишь летом 1978 года она была арестована сотрудниками КГБ, и за свои преступления приговорена к расстрелу.

Сергей Маслов, в отличие от «Тоньки-пулеметчицы», подобных чудовищных преступлений не совершал, за свое предательство получил 10 лет, которые отбыл, но уже затем каким-то образом превратился в «героя войны».

Сам Маслов сейчас не особенно словоохотлив, настаивая, впрочем, на том, что все это «интриги и поклеп». Впрочем, своего пребывания в плену и нахождения во Франции он не отрицает. Об остальном говорить не хочет.

Зато из архивов все той же Генпрокуратуры Республики Беларусь известно, что в 1997 году Сергей Николаевич Маслов требовал своей реабилитации, однако отказ, так как «установлено наличие бесспорных доказательств его вины».

Прокуратура Московской области рассчитывает, что суд согласится с ее требованиями и лишит «дважды лейтенанта» Маслова удостоверения участника Великой Отечественной войны, а вместе с ним все льгот и незаконно полученных государственных наград.

Смотрите также: