«Визитка» на асфальте
Если выйти из самых «студенческих» станций метро вроде «Университет» или «Бауманская», то никак не минуешь расписанные объявлениями «Баня. Соль. Mix» куски асфальта. Тут же мобильные телефоны.
В день по этим строчкам проходят несколько десятков тысяч граждан. Одни - равнодушные, просто мимо. Другие - «группа риска», снимают надписи на телефон. Многие из них позвонят.
По этим объявлениям идут полицейские, мелкие чиновники, а иногда, возможно, и те, в чьих силах принимать решения. Мимо. Надписи не замазываются и не исчезают.
«Соль». Она в последние пару лет - самый ходовой товар из серии самых опасных наркотиков. Которые даже после однократного применения могут вызвать органические поражения, необратимые изменения и зависимость.
«Подарок» из Китая
Справка | |
---|---|
«Соли» - новый наркотик, поступающий в Россию преимущественно из Китая. Относится к группе наркотиков формулы «дживиаш» (JWH). Наркотик был синтезирован после запрета курительных смесей, известных под названием «спайсы». Активно ввозится в страну через границу под видом «солей для ванн», хотя на самом деле не имеет к ним никакого отношения. Основная причина «популярности» - доступность препарата. По данным президента фонда екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Евгения Ройзмана, 13-15% всех пациентов местного реабилитационного центра попали туда из-за «солей». В целом по стране картина может быть аналогичной. |
За скромным и почти нейтральным словом «соль» прячется на деле страшная вещь. По сути своей, это целая группа синтетических наркотиков, исходным элементом стал так называемый JWH-250 – «дживиаш 250-й».
«Соль», как ранее и курительные смеси, появилась на рынке под видом легального продукта, что привело к ее быстрому и широкому распространению в молодежной среде. Логика торговцев была предельно простой – «что не запрещено, то разрешено». И пока тяжелая и неповоротливая машина государственного аппарата развернулась, «соль» уверенно вошла в обиход клубов и молодежных тусовок.
Синтетический дурман потоком пошел в страну из Китая под видом безобидных «солей для ванн». И в течение достаточно продолжительного периода этот трафик не пресекался вовсе. У Госнаркоконтроля в тот период болела голова о наложении запрета на курительные смеси, что не удавалось сделать в течение довольно долгого времени, и быстро переключиться на новый вид зелья не получалось.
Еще одной бедой «солей» стала их универсальность и доступность. «Соли» употребляют всеми возможными способами, вплоть до ректального. И, несмотря на то, что наркотик, только появившись на рынке, стоил дороже героина, он сразу обрел толпы «почитателей».
«Посолил» и съел
«Солемания» охватила молодежные клубные тусовки из-за энергетических свойств вещества. «Насолившись», парень или девушка проводят на танцполе всю ночь, способны заниматься безостановочным сексом. Впрочем, расплата за удовольствие приходит быстро. Подсевшие на «соль» признаются, что уже после первого употребления появляется непреодолимое желание употребить еще. Потребности растут, промежутки между дозами уменьшаются, и вскоре любитель кайфа становится готовым клиентом специализированной клиники.
Угодившие в больницу потребители создают серьезную проблему для медиков, ибо полную клиническую картину понять сложно. Все долгосрочные изменения в организме пока не выявлены в силу молодости препарата. Молодые люди, подсевшие на «соль», теряют в весе, буквально высыхают в течение пары недель. Кроме того, потребители теряют связь с реальностью, что называется, уходят в «астрал».
У тех, кого удается хотя бы временно остановить, наблюдаются проблемы с памятью, нарушение двигательных функций, причем ряд изменений специалисты полагают необратимыми.
Куда может завести легальная «соль», хорошо показывает дикий случай в США, когда 31-летний Руди Эуджин, находясь под действием этого синтетического наркотика, в буквальном смысле обглодал лицо бездомного Рональда Poppo и был застрелен полицией.
Отрава в наступлении
Российские власти, столкнувшись с проблемой, внесли мефедрон и метилон, являющиеся основой так называемых «солей», в список запрещенных веществ. Но немедленно столкнулись с новой проблемой. В силу того, что наркотик синтетический, дельцам не составляет труда видоизменять его формулу, после чего вещество становится другим с юридической точки зрения. А значит, вроде как и незапрещенным.
Внесение новых формул в запретный список ситуации кардинально не меняет, ибо и наркодельцы способны изощряться в манипуляциях.
Продавцы «дури», кстати, успешно пользуются и неграмотностью молодежи в подобных вопросах, продолжая предлагать «соль» в качестве якобы безобидной альтернативы «настоящим наркотикам».
- Главная опасность так называемых «солей» заключается в том, что это «грязные» наркотики, которые изготовляются с применением ядов, - рассказал АиФ.ру Петр Балашов, врач-нарколог, кандидат медицинских наук, зам главврача 17-й наркологической больницы, крупнейшего в Европе учреждения данного профиля. - Поэтому часто с такими пациентами приходится работать токсикологам, имеющим перед собой всю картинку острого отравления. При этом «соли» обладают всеми свойствами наркотических веществ. Они вызывают изменения психики, асоциальное и криминальное поведение, манифестацию скрытых психозов. Систематическое употребление «солей» приводит к стойкому изменению мозга, то есть к необратимым последствиям.
- Самое страшное в «солях» - распространение в среде молодежи, примерно 1990-1998 годов рождения, - подчеркнул Евгений Ройзман, глава екатеринбургского фонда «Город без наркотиков». - Это синтетический, дешевый «кокаин для бедных». Особенностью его употребления в России стало то, что у нас «солями» еще и колются, что вызывает еще более страшные последствия. Соли провоцируют психические заболевания, так что при отсутствии грамотного нарколога потребителю могут диагностировать шизофрению. Развивается чувство страха, возникает маниакальная подозрительность, пропадает сон. Сейчас распространители «солей» образовали настоящие мощные сети, крупные группировки.
Покупай, торопись!
Телефон, который красуется под ногами граждан у метро «Бауманская» уже не первый месяц, действует и сегодня. На звонок по нему ответил молодой человек, который совершенно спокойно предложил приобрести два вида соли – по 2500 и по 3000 рублей. 4 грамма соли драгдилер пообещал продать за 7000 рублей, посулив доставку в указанное место в этот же день. На вопрос о легальности данной операции продавец чуточку смутился и ответил:
- Ну, как вам сказать? Это не совсем легально.
Впрочем, как видите, никакими особенными правилами конспирации торговцы «солями» себя не утруждают. Очевидно, особой опасности для себя они не видят.
Если у подростков знаний может не хватать, то, например, власти Москвы и правоохранительные структуры столицы сложно заподозрить в незнании, рекламой чего именно заполнены здания и дороги города. Так отчего же такой либерализм?
Телефон пресс-службы Департамента по ЖКХ и благоустройству города Москвы упорно молчал. Зато удалось дозвониться на «горячую линию», куда можно обратиться по вопросам уборки дорог. Ответ диспетчера, услышавшего о жалобе на рекламу наркотиков на дороге, слегка озадачил:
- А чем вам, собственно, реклама не нравится?
- Ну, вообще-то это наркотики.
- Да? Ну я даже не знаю, куда вам обратиться? Может, в Комитет по рекламе? Хотя нет, они же на это разрешения не давали. Ну тогда вам надо в милицию звонить или в Госнарконтроль.
- Простите, а вы сами эти надписи не закрашиваете, вам это не поручают?
- Нет-нет. Если честно, вы вообще первый, кто по этому поводу звонит. Люди ходят себе, не обращают внимания. А что там написано… Знаете, я вот наркотиков не употребляю и названий их не знаю.
Кто за это ответит?
- Для того чтобы переловить всех авторов подобных надписей, у нас штатной численности не хватит, - сообщил сотрудник управления ФСКН по городу Москве на условиях анонимности, - Тем более что наши люди не могут привлечь его за само написание на заборе телефончика – только за факт сбыта. Поэтому уличные надписи подобного рода - зона ответственности городских властей, либо общественников. Мы периодически обращаем на это внимание, но поймите, мы не можем сами бегать с кисточкой и красками по городу!
- Парадоксальная ситуация с огромным количеством рекламы наркотиков на дорогах и дворах Москвы сложилась в том числе и из-за того, что нет чёткого понимания, кто именно в городе отвечает за надписи на асфальте или контроль за рекламой запрещенных средств, - прокомментировал ситуацию АиФ.ру член Общественного совета ГУВД Василий Овчинников. - С одной стороны, это вопрос ФСКН по городу Москве, ведь это распространение и пропаганда наркотиков, с другой стороны - незаконная реклама, тогда это вопрос Департамента СМИ и рекламы города Москвы, который должен бороться с этим явлением в городе в виде рекламных газелей, объявлений на остановках и т.п., в третьих, это вопрос сектора ЖКХ префектур, управ и т.д., но они могут сказать, что ответственны только за сохранность покрытия, а не за "оформление". В таком разрезе безусловно важно создать общественную инициативу и показать властям актуальность вопроса. И чтобы от руководителей города кто-то из них получил четкое поручение это явление устранять.
Другой «интересант» решения этой проблемы - Департамент семейной и молодежной политики Москвы - уже в курсе сложившейся ситуации и планирует отреагировать.
- Силами волонтерских и добровольческих проектов Департамента запущена профилактическая кампания на основе показавших свою эффективность технологий, - заявил АиФ.ру замруководителя Департмента семейной и молодежной политики Москвы Владимир Филиппов. - В рамках кампании будет осуществляться мониторинг интернет и социальных сетей на предмет выявления информации о способах приобретения «солей для ванн», «веселящих газов» и «курительных смесей». Полученные адреса будут переданы провайдерам и компетентным органам с целью закрытия доступа к контенту. Активисты планируют добиться блокировки всех номеров мобильных телефонов, с помощью которых осуществляется продажа и распространение солей и смесей. Помочь в этом ребята попросят сотовых операторов. Уже сейчас активно закрашивается уличная инфографика, содержащая координаты «торговцев смертью». Волонтерское движение не может остаться равнодушным при решении проблем города, тем более, тех, которые в первую очередь «бьют» по молодежи».
Но пока госструктуры разбираются между собой, а волонтеры только вступают в борьбу, тысячи москвичей и гостей города могут легко и быстро позвонить отзывчивому парню из рекламы на асфальте. Он, правда, вряд ли предупредит покупателя, что последствия страшны и необратимы.
Воздействие наркотика на человека. ВИДЕО >>
Смотрите также:
- Николай Зятьков: «Такое ощущение, что у людей, придумывающих законы, нет отцов и матерей преклонного возраста» →
- Где взять денег на борьбу с пьянством? С «пивной» рекламы! →
- Сергей Собянин: «Я никого не покрываю!» →