«Боинг» раздора. Почему Нидерланды не подают в суд на Украину?

Maxim Zmeyev / Reuters

Общественность ждала их с нетерпением. И, как выяснилось, напрасно. Главный вывод - самолёт развалился в воздухе из-за многочисленных повреждений извне - был и так очевиден. Вопрос о виновнике в докладе даже не поднимался. Этот документ, без сомнения, можно назвать издевательством над здравым смыслом и памятью погибших. А ведь большинство этих погибших - граждане страны, которая и готовила доклад! Неудивительно, что в самих Нидерландах многие недовольны такими «итогами» расследования. Причём не только родст­венники погибших пассажиров.

   
   

Зачем тянули?

Голландские эксперты не утверждают напрямую, что «боинг» был сбит ракетой. На это указывают формулировки. В частности, сказано, что лайнер разрушился из-за попадания в него «множества внешних объектов, обладающих высокой энергией». Сейчас уже любая домохозяйка знает, что ракета ЗРК «Бук» поражает цель рос­сыпью мелких элементов. Но кто послал эту ракету? Это и есть главный вопрос.

Сама организация расследования, по мнению некоторых наблюдателей, безобразная. И хотя ополченцы сразу заявили о готовности помочь международным экспертам, официальный Киев сделал всё, чтобы этому помешать. С молчаливого преступного согласия США и Евросоюза!

Во-первых, ни одно расследование авиакатастроф не обходится без выкладки фрагментов самолёта с последующим их анализом. Но обломки до сих пор валяются в степи под Донецком. Во-вторых, комиссия предала огласке только часть переговоров экипажа с диспетчером. А ведь этот человек (кстати, наглухо спрятанный от общественности) незадолго до трагедии изменил курс лайнера, разрешив ему отклониться влево, но не дав набрать высоту. Будто вёл его в более удобную для попадания точку! В-третьих, голландцы проигнорировали данные российского Минобороны о предположительном нахождении рядом с «боингом» ещё одного самолёта. «Не заметили» они и список из 28 вопросов, подготовленный и переданный Рос­авиацией в комиссию по расследованию.

«Без ответов на эти вопросы мы никогда не узнаем истинную причину трагедии, - уверен Пётр Дейнекин, председатель Общественного совета при Росавиации, заслуженный военный лётчик СССР, доктор военных наук. - Кроме того, я убеждён, что надо тщательно прочесать всю территорию, где упал «боинг». Даже мельчайшая найденная деталь может дать экспертам подсказку. Но сделать это невозможно по одной причине - в этом никто не заинтересован! А на экспертов комиссии оказывается давление. Следы преступления хотят скрыть, сроки расследования - затянуть».

И тут уместно спросить: кому это выгодно?

«Так убирают улики»

В катастрофе, унёсшей жизни 298 человек, официальный Киев и страны Запада обвиняют ополченцев ЛНР и ДНР. А заодно и Россию. Российская сторона в ответ приводила доказательства, что малайзийский «боинг» летел в зоне действия украинских средств ПВО. Версий, кто и с какой целью (и была ли она вообще) сбил лайнер, предлагалось множество. Однако сама логика последовавших за этим событий показывает: в сокрытии правды заинтересованы прежде всего Киев и его заграничные хозяева.

   
   

«Украина в этой гнусной истории грубо нарушила все международные правила, - обращает

внимание Олег Смирнов, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Рос­транснадзора, заслуженный пилот СССР. - Сначала она не закрыла воздушное пространство над зоной боевых действий, что привело к катастрофе, потом всячески затягивала расследование. Есть строгий регламент: государст­венная комиссия должна быть назначена в день авиационного происшествия, а она назначена через две недели! К телам погибших Порошенко организовал подход только на седьмой день. Что должно было стать с трупами при температуре +30°C?»

Тот же Порошенко обещал прекратить военные действия в радиусе 40 км от места катастрофы и тут же отдал военным приказ - захватить эту территорию! Следы крушения намеренно уничтожались: их бомбили, по ним ездили танками... Так обычно убирают улики. Об этом, кстати, на заседании Совбеза ООН говорил представитель России Виталий Чуркин. В ответ - ноль эмоций.

«По сути, комиссия даже ещё не приступала к нормальной работе, - считает Смирнов. - Украина не даёт сделать это, а США и ЕС её поддерживают. Вывод очевиден: хотят скрыть правду. Теперь вот этот доклад, просто жалкий документ! Для меня удивительно, что голландцы не задают украинской стороне ни одного вопроса о нарушении ею международных норм. Это непонятно: погибло 192 их гражданина! Нидерланды спокойно могли бы подавать в суд на Украину, равно как и Малайзия. Ей, кстати, предстоит получать сатисфакцию по итогам расследования».

Что же на самом деле случилось с «боингом»? Пётр Дейнекин считает, что это была плохо исполненная провокация украинских спецслужб: «Самолёт хотели дотянуть до территории России, чтобы он упал у нас, а мы бы оправдывались за эту трагедию годами». Можно вспомнить ещё одну версию, высказанную сразу после крушения: истинной целью украинских средств ПВО был самолёт Владимира Путина, возвращавшийся из Латинской Америки примерно тем же курсом. Якобы эту операцию планировал олигарх Коломойский. Но из-за типичного украинского бардака вышла ошибка - сбили не тот лайнер. Контуры их похожи, раскраска тоже...

Сначала такая версия выглядела экзотикой, но самонадеянность и цинизм, которые демонстрируют страны Запада в подходе к украинскому кризису, вынуждают признать за ней право на существование. В самом деле, если армия Украины способна обстреливать собственные города, а ультранационалисты заживо сжигают в одесском Доме профсоюзов десятки людей, то почему не допустить, что кто-то из тамошних «ястребов» был готов пальнуть по лайнеру российского президента, а потом свалить вину на ополченцев, особо не утруждая себя доказательствами? А сбили пассажирский лайнер. Похоже, если бы это сделали ополченцы, результаты расследования давно предали бы огласке. А их явно замалчивают!