Идеологическое правосудие. Стоит ли сажать в тюрьму за отрицание геноцида

Немцы обречены ещё долго каяться за то, что сотворили с евреями во Вторую мировую. © / РИА Новости

Прежде за отрицание или хотя бы сомнение в существовании какого-либо исторического события вас в лучшем случае могли счесть невеждой. Но времена меняются: сказав на публике нечто, идущее вразрез с утверждёнными свыше нормами, вы рискуете оказаться за решёткой. А болезненных тем, которые кто-то хочет сделать неприкасаемыми, становится всё больше и больше.

   
   

Неделю назад юридическая комиссия Сейма Латвии утвердила поправки к законодательству, которые предусматривают уголовную ответственность за «отрицание советской и нацистской оккупации республики». В ответ поднялась серьёзная волна протестов. В частности, Владимир Жириновский хотел даже настаивать на разрыве дипломатических отношений с Латвией.

С одной стороны, отрадно, когда увлечение такой благородной наукой, как история, становится модным. С другой - печально, что обсуждение ведётся в стиле разборок в подворотне, а обсуждаемые исторические сюжеты представляют собой крайне скользкие моменты, связанные с политкорректностью, «разжиганием» и «идеологическим терроризмом». И всё чаще в одной упряжке со словом «история» идут слова «уголовная ответ­ственность».

Охота ​на Базаровых

Общий тон всех этих обсуждений отбрасывает нас примерно на полтораста лет назад. Именно тогда в русской литературе появился Базаров, а в русской жизни - нигилисты. То есть «отрицатели». Судьба их тогда была незавидной. Охотой на «отрицателей» крайне увлечены и сейчас. 

За отрицание холокоста - тюрьма. И это не шуточки. Один из виднейших авторитетов в области военной истории Дэвид Ирвинг за сомнение в существовании газовых камер получил срок. 20 февраля 2006 г. Венский суд осудил его на три года. Отсидел пожилой историк, правда, «всего» 13 месяцев, после чего «соскочил по условке». 

Что делать с отрицающими голодомор, пока неясно. Бывший президент Украины Виктор Ющенко предлагал сначала уголовную, потом административную ответственность, но его своевременно удержали. Если к власти всё-таки придёт майдан, можно ждать и «уголовки».

   
   

С отрицанием роли Совет­ской армии в ходе Второй мировой войны дела у нас обстоят в точности так же, как и в Латвии. Закон, предлагающий наказывать таких неверующих, группа депутатов выдвинула лет пять назад, а в июне прошлого года депутат Госдумы Ирина Яровая предложила наказывать за такие штучки сроком до 5 лет. Более того - её законопроект поддержал Верховный суд РФ.

Во Франции за отрицание геноцида армян в Османской империи тоже можно получить либо штраф, либо срок 1 год. 

Но при этом есть одно событие, занесённое в Книгу рекордов Гиннесса как самый масштабный пример геноцида. Даже не гадайте. О нём кроме любителей рекордов знают лишь те, кто прошёл углублённый курс истории стран Латинской Америки. В войне против Парагвая, которую с 1864 г. по 1870 г. вели Бразилия, Аргентина и Уругвай, было истреблено 85% населения этой небольшой страны. Ещё раз, прописью, - восемьдесят пять процентов. Эмоциональный человек сказал бы: «Перебили почти всех». И оказался бы прав. Но вот в учебники, в том числе учебники по «правам человека», этот факт не попал. Налицо замалчивание, то есть тихое отрицание самой крупной и гнусной бойни в истории планеты.

Научно-уголовный закон

Нужно ли за это наказывать? И, главное, кого?

Элементарное наблюдение говорит нам о следующем. Отрицать геноцид в принципе можно. Это распространённая мировая практика. Этим занимаются все. Но вот пытаются обвинить за его отрицание только и исключительно ту сторону, то государство или тот народ, который потерпел социальную, военную или политическую катастрофу. 

Немцы - самый явный пример. После проигрыша во Второй мировой и Нюрнбергского процесса они обречены платить и каяться. И снова и снова, с усердием мазохистов, выслушивать обличительные истории из жизни своих отцов и дедов - как недавно в бундестаге слушали нашего писателя Даниила Гранина, открывшего немецкой элите жестокую правду об ужасах ленинград­ской блокады.

Неясно с нами. Мы Вторую мировую выиграли. Но многие, в частности прибалты, поляки и украинцы, хотят, чтобы и мы тоже платили и каялись. А почему? Да потому что мы проиграли Третью мировую, холодную войну, в результате которой СССР не стало. А Россия, как его правопреемница, очень удобна для отработки «отрицания геноцида».

В результате Первой мировой Османская империя окончательно рухнула. Турция - проигравшая сторона. И турок за непризнание геноцида армян 1915 г. наказывают, но как-то странно, в стиле Михаила Зощенко: «Сейчас я тебя накажу, - говорит милиционер. - Не дам цветка!» Под «цветком» следует понимать членство в Евросоюзе. Непризнание геноцида - один из важнейших «тормозов» вступления Турции в ЕС.

Иными словами, в большой политике, особенно в тех областях, что касаются политкорректности и свободы слова, царствуют классические уголовные нравы: «Не попадайся. Если попался - не сознавайся. А лучше всего в твоём преступлении обвинить самого «терпилу» - жертву.

Быть может, пришла пора задуматься о том, что следует отрицать эти самые уголовные нравы? Для этого нужна самая малость. Нужно понять, что история, какой бы модной в настоящий момент она ни была, является наукой. А значит, устанавливать историческую правду административно-судебным способом не годится. Если кому-то угодно отрицать очевидные вещи - пусть. Задача состоит не в том, чтобы посадить этого провокатора на как можно более длительный срок. А в том, чтобы выставить его на посмешище. Или выбить из-под него почву. Или скомпрометировать его точку зрения. Или же попросту облить его презрением, как это произошло в недавней истории с телеканалом «Дождь». Это трудно, но этого можно достичь.

Но нет, гораздо проще принять какой-нибудь закон. Ну, положим, приняли. Представьте себе, что в административно-судебном порядке приказано считать, что дважды два будет не четыре, а три с половиной. Вы рискнёте поселиться в доме, построенном с учётом этой «исчезающе малой» поправки?

А насчёт «отрицателей», кем бы они ни были - провокаторами, клоунами, добросовестно заблуждающимися или просто болванами, - беспокоиться не стоит. Вспомните судьбу самого известного русского «отрицателя», нигилиста Евгения Базарова: «Поди попробуй ты отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!»