История одного преступления
Трагическая гибель 152 человек в авиакатастрофе самолёта Airbus A310 в Индийском океане близ Коморских островов, происшедшая в июне 2009 года, является не чем иным, как убийством. Так считают французские следователи, занимавшиеся расследованием трагедии.
Как сообщило Agence France-Presse, французские правоохранительные органы предъявили официальное обвинение в непредумышленном убийстве руководству йеменской авиакомпании Yemenia Airways, которой принадлежал самолёт.
То, что расследованием этой истории занялись правоохранительные органы Франции, объясняется просто — на борту погибшего лайнера были десятки граждан этой страны, в большинстве своём выходцы с Коморских островов.
Рейс IY 626 йеменской авиакомпании Yemenia Airways проходил по маршруту Париж – Морони (столица государства Коморские Острова) с промежуточными посадками в Марселе и столице Йемена, городе Сане.
Коморские острова представляют собой небольшой клочок суши, расположенный в Индийском океане между материковой частью Африки и Мадагаскаром. Полёты из столицы государства, города Морони, в Париж осуществляла авиакомпания Yemenia Airways, поскольку собственным авиационным парком для подобных перелётов Коморы не располагают.
Авиасообщение по данному маршруту было востребовано, поскольку в одном только Марселе, к примеру, проживают около 80 тысяч выходцев с Коморских островов.
Выжившая чудом
В тот трагический день — 30 июня 2009 года — пассажиров на борту также было очень много, однако уцелеть удалось только 13-летней девушке Бахие Бакари.
Самолёт рухнул в океан всего за несколько минут до посадки в аэропорту Морони. Бахию, которая, по её словам, в этот момент спала, выбросило из разрушающегося лайнера. В самолёте девушка, гражданка Франции, летела вместе с матерью к дедушке и бабушке. Дед Бахии занимал высокий пост в администрации Коморских Островов.
После падения девушка, оставшаяся одна в океане посреди обломков самолёта и трупов погибших, девять часов провела в водах, кишащих акулами, пока не была подобрана местным рыбаком.
Чудом спасённую Бахию доставили во Францию, где её посетил тогдашний президент страны Николя Саркози. Позднее девушка с помощью журналиста Омара Гендуза написала автобиографию «Выжившая».
Несмотря на чудесное спасение, девушка очень хотела знать, кто является виновником гибели её матери и ещё полутора сотен человек? Хотели знать правду и родственники других погибших.
Французские следователи скрупулёзно изучали всё, что связано с катастрофой, и пришли к выводу — людей погубили руководители авиакомпании Yemenia Airways.
Оказалось, что жалобы пассажиров на работу этого авиаперевозчика по маршруту Париж – Морони звучали и прежде. После катастрофы на претензии пассажиров, наконец, обратили внимание.
Исправный лайнер заменили на аварийный
Выяснилось, что Yemenia Airways с пассажирами, летящими на Коморские острова, работала примерно так, как работают с пассажирами в Москве некоторые водители маршруток. Рейсы периодически отменялись из-за технических неполадок, расписание не соблюдалось, а на промежуточной посадке в Сане самолёт набивали под завязку, порой заставляя людей лететь даже стоя. «Они относились к нам, как к скотам», — возмущались те, кто столкнулся с подобным «ненавязчивым сервисом», но счастливо избежал полёта 30 июня 2009 года.
Французские следователи проверили и убедились: рассказанное пассажирами — правда. Однако обстоятельства, приведшие к трагедии в Индийском океане, оказались ещё более ужасными.
Из парижского аэропорта «Шарль де Голль» пассажиры рейса IY 626 вылетели на аэробусе A330-200, отвечавшем всем требованиям безопасности и имевшем соответствующий лётный сертификат. Однако в Сане пассажиров пересадили в А310, который, как установило следствие, был неисправен. Состояние лайнера было настолько плачевным, что ему были запрещены полёты в воздушном пространстве Евросоюза.
Но то, что нельзя в Париже, можно в Йемене. Вместо того чтобы прекратить эксплуатацию самолёта с целым набором неисправностей различных узлов и агрегатов, боссы Yemenia Airways превратили его в «маршрутку» до Коморских островов.
В этих условиях, по мнению следствия, катастрофа была делом времени. «Час X» настал 30 июня 2009 года.
Родственники жертв катастрофы приветствовали решение французских следователей. Теперь они надеются, что люди, непосредственно ответственные за трагедию, предстанут перед судом, а сама компания, в погоне за наживой погубившая людей, будет вынуждена выплатить компенсацию.