В поселке Под Откосом, близ Златоуста, Николай Мозгляков отучился всего 6 лет, потом переехал и школу забросил. Вырос он в многодетной семье с тремя братьями. Те отзывались о нем всегда как об исключительно приличном человеке. Однако истинное лицо 23-летнего маньяка, которого страна узнала как «Златоустовского паука», вовсе не такое приглядное. Уже в 14 лет он попал под суд — за кражу, отбыл срок в воспитательной колонии. После этого не остановился и заработал еще два срока. Один за очередную кражу, второй — за драку с поножовщиной. Именно в колонии он и набил две татуировки: паука и черепаху, по одной из которых он получит впоследствии свое прозвище.
Постоянной работы у Мозглякова не было. Он перебивался случайными подработками на отделке квартир. Весной 2008 года он отправился на заработки в Москву. Но там ничего не получилось. Более того, он сам стал жертвой воришек и остался без паспорта. Но у него осталась ксерокопия, и Мозгляков смог купить по ней билет до Златоуста.
Не вернулись домой
А через несколько дней СМИ затрубили о пропаже трех маленьких девочек. 1 апреля 2008 года 13-летняя Аня Мохнаткина, Аня Лютая и ее семилетняя сестра Лера ушли в школу рано утром и не вернулись домой. Родители, приехавшие вечером с работы, обнаружили пропажу дочерей и тут же заявили в полицию. Мать одной из школьниц рассказала, что девочки всегда ходили домой одной и той же дорогой, могли забежать на минутку в магазин, но обычно через 20 минут после конца занятий уже были дома. Младшая всегда ждала старших, чтобы не ходить одной.
На ноги была поставлена вся милиция, но в тот день никаких новостей о девочках не поступило.
По учебникам
Утром следующего дня железнодорожник на 57-м километре железной дороги нашел младшую из девочек, истекающую кровью. Лера была жива, но в очень плохом состоянии, практически не приходила в себя. На место тут же были вызваны скорая и сотрудники милиции. Девочку срочно доставили в больницу с множественными ранениями грудной клетки, живота, большим разрезом на передней поверхности шеи и переохлаждением. Вокруг все было в следах крови, разбросаны учебники. Именно по ним, как по хлебным крошкам из сказки, сотрудники правоохранительных органов пошли по лесу и обнаружили еще двух девочек. Убитых со следами изнасилования. Одна — привязана к дереву. По предполагаемым следам преступника тут же пустили служебную собаку, но это ни к чему не привело.
Новость о жестоком преступлении тут же разнеслась по городу. Люди были в ужасе, прятали детей. Многие не отпускали их в школу. Кто-то водил и встречал. Много дней люди прожили в страхе, не понимая, что произошло и какого развития кровавой трагедии ждать.
Составить фоторобот преступника удалось по словам пришедшей в себя Леры. Она рассказала, что у дяди был рисунок паука на руке. Полиция начала прочесывать дома и квартиры. Версию о том, что маньяк был залетным, сразу отмели. Слишком уж хорошо он знал местность.
С преступным цинизмом
В итоге следователи восстановили полную картину событий. «Златоустовский паук» ждал своих жертв возле школы. Несколько дней до этого выслеживал детей, которые ходят по немноголюдным дорогам. Встретил их по пути в самом пустынном месте. Приставил к горлу одной из девочек нож и сказал остальным: «Закричите или убежите — убью вашу подружку». Напуганные дети молча пошли за маньяком в лес.
Он несколько раз пырнул ножом младшую, и та притворилась мертвой. Как у семилетней девочки в такой стрессовой ситуации хватило на это хитрости? Но именно это ее и спасло. Когда «Паук» начал привязывать к дереву следующую жертву, малышка вскочила и побежала прочь от страшного места. Она пряталась в лесу всю ночь, а наутро вышла обессиленная к железной дороге.
Убитых девочек похоронили на Сорочьем кладбище, примерно в километре от места трагедии. Как позже сообщит следствие, Николай Мозгляков приходил на похороны, смешался с толпой и наблюдал, как опускают в могилу его жертв.
За преступника обещали вознаграждение почти в миллион рублей. А милиция тем временем обходила квартиры с фотороботом, составленным со слов Леры. И это дало результаты. Одна из учительниц опознала своего бывшего ученика. Оказывается, несколько лет назад он ходил в ту же школу № 77, что и погибшие девочки. Преступника тут же задержали.
Он улыбался
Не все поверили сразу в то, что убийцей и насильником был именно Мозгляков. Слишком уж забитым, маленьким и тщедушным он был. Однако следы, оставленные на телах жертв, а также найденный рядом окурок со следами его слюны стерли все сомнения. А позже преступника опознала и выжившая девочка.
Страшным многим показалось то, что малышка рассказала: он улыбался. Когда резал и насиловал своих жертв. Так же уверенно улыбался он и на суде.
Позже стало известно, что во время своей поездки на заработки Мозгляков надругался еще над одной девочкой — пятиклассницей, которую он встретил на лестничной клетке жилого дома. Суд вынес ему приговор — пожизненное заключение. Это было 16 лет назад, в 2008-м. А недавно в Сети появилось обращение «Златоустовского паука», который утверждает, что он невиновен, его подставили, и только сейчас он пытается «добиться справедливости» и обжаловать приговор.
«О том дне (01.04.2008 г.) я ничего не помню, — написал он. — У меня не было стабильного и нормированного рабочего графика. Если бы меня в то время спросили: „Какое сегодня число?“ в тот или иной день, я бы затруднился с ответом. И как я при этом могу помнить, что именно я делал 01.04.2008 г. Даже сейчас, если меня спросят, что я делал, допустим, в понедельник две недели назад, я не смогу этого точно вспомнить. Могу на это однозначно сказать лишь то, что ни в тот день, ни в какой другой никого не убивал. Тем более детей. Я себе никогда не позволял даже голос повысить на ребенка. И каким мировоззрением нужно обладать, чтобы ребенка ножом резать, даже не представляю. Никогда не мог понять даже тех, кто бьет своих детей. Для этого, с моей точки зрения, нужно себя не просто не уважать, а скорее, даже презирать. Мать и дети, это для меня святое. Так было всегда. Убить кого-либо, в то время, у меня не хватило бы духа...»
«Казнить!»
Жители Златоуста единогласно возмутились в ответ на публикацию такого воззвания в Сети.
«Как вспомню этот день, аж кровь в жилах стынет, бедные девочки», — пишет Юлия Атнабаева.
«Как так? Он ещё жив???» — удивляется Надежда Шестаева.
«Я уж думала, его в живых нет», — соглашается Инга Журавлева.
«Устал сидеть, походу, вот и говорит, что невиновен», — считает Дмитрий Константинович.
«Ну, девочка же опознала его из нескольких. Что сейчас придумывать...не дай бог прочитать этот бред родителям и девочке», — добавляет Марина Шарова.
«Вот бы всем так „ничего не помнить“... Думала, что подох давно, а он жив-живехонек», — сетует Анна Марки.
«Утопите его в нечистотах. Ему там самое место», — советует Ольга.
«Что за бред несет, устал сидеть», — возмущается Ирина Морозова.
«Для таких нужна смертная казнь», — считает Анастасия Гайсина.
«Казнить!» — поддерживает её Ринат Хайбуллин.
А что же семьи убитых детей?
Обе семьи уехали из поселка, как и семья маньяка. На месте захоронения девочек ежегодно в годовщину смерти появляются свежие цветы. Там же возникло и ещё одно надгробие — мамы одной из девочек.