«Детище» экстремиста Гельмана. В PERMM пришли с обысками

Вопрос Максима Горького «С кем вы, мастера культуры?» более чем через 90 лет после публикации его знаменитой статьи звучит не менее остро. Причем ответы на него искать приходится правоохранительным органам.

   
   

«В музее оказывают всё необходимое содействие»

В пермском Музее современного искусства PERMM 21 ноября прошли обыски. По данным телеканала РЕН-ТВ, помимо самого музея, действия проводились дома у его директора Наили Аллахвердиевой и её коммерческих партнёров.

«В музее PERMM сообщили, что оказывают все необходимое содействие правоохранительным органам», — пишет портал URA.RU.

На странице музея в соцсети появилось сообщение о том, что учреждение «закрыто по техническим причинам».

По данным источника «Известий», обыски проводились в рамках расследования уголовного дела в отношении признанного в РФ иноагентом, а также внесенного Росфинмониторингом в перечень террористов и экстремистов Марата Гельмана*.

От клизмы до предателей Родины: «карьера» Гельмана

Музей современного искусства PERMM был основан Гельманом в 2009 году, причем позиционировался он едва ли не как «мотор развития» всего города. Но если что-то заведение и генерировало стабильно, так это скандалы.

Публике предлагали то серию картин «Волшебная психоделическая милиция», то выставку «Родина», где купола православных храмов представали в виде инструмента для клизм...

   
   

В 2013 году музей представил выставку художника Василия Слонова Welcome to Sochi 2014. Олимпийские кольца в виде виселиц и черепов, монстр Чебурашка и прочие жутковатые сюжеты, которые пытались выдать за «политическую сатиру», местные власти сочли подделкой под искусство. На этом, собственно, карьера Гельмана на посту директора музея завершилась.

Покинувший Россию, сегодня он занимается совсем другим «искусством». Финансирует нацистов и коллаборационистов и даже отметился посещением лагеря террористов из так называемого «Легиона „Свобода России“»**. В общем, Гельман сознательно выбрал путь войны против собственного народа.

И в связи с этим встает логичный вопрос — а что там с его пермским детищем, как оно поживает?

«Спасительница музея»: как живет PERMM под рукой госпожи Аллахвердиевой?

Возглавляет музей сегодня Наиля Аллахвердиева, выпускница Московско-британской высшей школы социальных и экономических наук. В PERMM она работает с 2009 года и первые годы выступала в качестве «правой руки» Гельмана. А затем, по ее собственным словам, «вынуждена была переключиться на спасение музея».

PERMM активно сотрудничает сегодня с еще одной организацией, находящейся в состоянии вечного скандала, — «Ельцин-Центром». А еще с Музеем истории ГУЛАГа, в 2023 году пермское заведение принимало у себя выставку «Особый лагерь», посвященную руднику «Днепровский». Это исправительно-трудовая колония, которая находилась на Колыме.

С августа по октябрь 2024 года PERMM проводила еще одну выставку совместно с Музеем истории ГУЛАГа — «Словарь Городина», посвященную словарю лагерной лексики.

Кстати, художник Слонов, чья выставка «похоронила» карьеру Гельмана, в начале 2024 года был привлечен к ответственности за пропаганду символики признанного экстремистским и запрещенного в РФ движения АУЕ***.

Активность самой госпожи Аллахвердиевой в соцсетях вызывала недоумение. Например, она с одобрением высказывалась об инсталяции Стаса Доброго «ПО БЕДА»: «Бедить — приносить беду, победить — наделать беды. Победительные стратегии — настоящий каменный век, миру нужна любовь». Выступала она и против установления креста в память о жертвах стрельбы в Пермском государственном национальном исследовательском университете, Аллахвердиева сочла это неуместным.

Наиля Аллахвердиева. Фото: АиФ/ Виктор Михалев

Искусство отдельно, экстремизм отдельно

Cама директор музея сетовала на то, что после смены региональных властей «пермская культурная революция» приказала долго жить.

Да, действительно, в Перми теперь стало трудно продвигать идеи различных экстремистских сообществ, нет более раздолья поклонникам признанного в России экстремистским ЛГБТ***-движения.

Впрочем, сейчас вопросы искусства отошли на второй план. Гельман, открыто поддерживающий террористов и предателей, в России имел широкие связи и после отъезда открыто заявлял, что ждет от тех, кто остался, определенного рода деятельности.

Когда стало известно о нынешних обысках, Гельман из-за рубежа взволновался, стал писать, что не был в Перми 11 лет и искать там нечего.

Думается, что те, кто уполномочен, выяснят, так ли это на самом деле. А вопрос о том, что делать с «наследием Гельмана» в Перми и насколько оно нужно городу и людям, должны решать местные власти.

* Физическое лицо, признанное в РФ иностранным агентом и внесенное в стране в список террористов и экстремистов

** Террористическая организация, запрещена в России

*** Признана экстремистской организацией и запрещена в РФ