Куда пропала «восьмая сестра» отца советских архитекторов Иосифа Сталина?

Москва гордится «семью сёстрами» - высотными зданиями, которые были построены по приказу Иосифа Сталина. Но мало кто знает, что «сестёр» должно было быть восемь.

   
   

В 1946 г. на Съезде архитекторов товарища Сталина назвали «отцом и другом всех советских архитекторов». Сталин звание одобрил и заявил: «Мы победили фашизм. И мы должны быть готовы к приезду в столицу родины победителей гостей со всего мира. Но у нас в Москве нет ни одного небоскрёба, тогда как в капиталистической Америке их огромное количество. Это нехорошо». В начале сентября 1947 г. газеты писали: «В день 800-летия юбилея столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве».

«Храм науки»

По первоначальному проекту на Ленинских горах никакого главного здания МГУ не планировалось. Место храма науки должна была занимать гостиница. По воле случая в то же самое время искали место для строительства здания университета. Академик Несмеянов настаивал на строительстве высотки, о чём и написал «вождю народов». В горкоме партии Несмеянова обсмеяли: «Вы представляете, какие технологии потребуются, сколько нужно будет лифтов! Ищите проект в 4 этажа и не выше!» Но Сталин, поразмыслив, идею с высоткой поддержал и наказал построить вместо гостиницы здание для МГУ высотой не менее 20 этажей. И МГУ выросло в 240 м (36 этажей) и долгое время считалось самым высоким зданием в Москве. Строили его зэки, вокруг стройки стояла охрана, было создано нечто вроде зоны.

Старожилы рассказывают, что однажды двое заключённых-строителей соорудили самодельные дельтапланы и попытались спланировать от своих охранников. О том, что стало со смельчаками, история умалчивает.

На вершине главного здания (ГЗ) должен был красоваться либо Ленин, либо Ломоносов. Но Сталину не понравился ни тот ни другой. Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальных «сестёр».

                                                               
Кстати
Считается, практически все сталинские высотки были «скопированы» с американских небоскрёбов. МГУ действительно похож на Manhattan Municipal Building, дом на Котельнической набережной - на Wrigley Building, дом на Кудринской площади - на Terminal Tower, гостиница «Ленинградская» - на United States Courthouse, а МИД - на Woolworth Building.

Ходят слухи, что на нижнем, закрытом для посещения этаже МГУ лежит та самая «забракованная» бронзовая статуя Ильича. Статую же Ломоносова сделали поменьше и поставили в сквере рядом с фонтанами. Кстати, это не совсем фонтаны, а воздухозаборники, через которые идёт вентиляция нижних этажей здания. В ГЗ МГУ также можно лицезреть четыре колонны из яшмы. Раньше они украшали храм Христа Спасителя. Каких только историй и легенд не сочиняли про ГЗ! По одной из них, в его подвалах есть выход к станции «метро-2», которое идёт из Кремля до аэро-

порта «Внуково-2», а пешком по тоннелю можно дойти до секретного подземного города в Раменках.

Позорный шпиль

Жилой дом на Котельнической набережной строился в два захода: в 1938-1940 гг. построили корпус А - невысокий. Место для строительства элитного жилища выбирал Берия: якобы ему очень нравился этот московский вид. А в 1948-1952 гг. высотка приобрела нынешний вид: 26 этажей, 700 элитных квартир, знаменитые жильцы, магазины, кинотеатр «Иллюзион»... Здание МИД на Смоленско-Сенной площади - только 27 этажей. Но зато на фасад водружён необъятный железобетонный Герб СССР. По некоторым данным, его площадь - 144 м2. Шпиля на МИД по плану не предусматривалось. Но товарищ Сталин, подъехав как-то к новостройке, заявил, что это «диссонанс, надо бы шпиль и сюда поставить». Инженеры прикинули: МИД «сконструирован» таким образом, что тяжеленного шпиля на своей «голове» не удержит. Посему мидовский шпиль был сделан из листовой стали и покрашен под цвет здания. По легенде, после того как вождь ушёл в мир иной, архитектор Минкус отправил Н. Хрущёву послание с предложением снять позорный шпиль-подделку. На что Хрущёв заявил: «Нет, пусть стоит. Будет памятником глупости Сталина!»

   
   

Жилой дом на Кудринской площади тоже хотели оставить без шпиля. Но и тут вмешался Иосиф Виссарионович и приказал шпиль доделать. В итоге на высотке на Кудринской площади красуется восьмигранник со звездой. А внутри неё - огромные вестибюли, мраморные лестницы, зеркала, ковры, люстры. Впрочем, ковровые дорожки и люстры были в сталинской высотке тогда, когда квартиры в ней раздали космонавтам, лётчикам и авиаконструкторам. А сегодня тех ковровых дорожек уже нет, да и среди жильцов всё больше не инженеры-конструкторы, а бизнесмены и руководители. Но зато под высоткой до сих пор остались подвалы, которые выходят в бомбоубежище. Рассказывают, что, когда рядом строили здание посольства США, чекисты притащили в высотку на Кудринскую аппаратуру и следили за «капиталистическими захватчиками».

Административное здание в Зарядье должно было стать последним из сталинских небоскрёбов, той самой «восьмой сестрой». Но Сталин умер, а Хрущёв решил, что достраивать ничего не нужно - и так сойдёт. «Так сойдёт» в итоге стало кинотеатром и гостиницей «Россия», которая долгое время считалась самой большой гостиницей в мире и даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса. Кстати, район, на котором стоял недострой, - Зарядье - в те времена считался одним из самых неблагополучных и криминальных мест столицы: торговые ряды, бараки, дома терпимости. Чтобы убрать «из-под Кремля всякую шушеру», на этом месте и начали возведение высотки.

У «восьми сестёр», по задумке Сталина, был и «брат». Венчать композицию должен был Дворец Советов. Ещё в 1922 г. на I Cъезде Советов Сталин предложил создать в Москве Дворец Советов. Победил проект архитектора Бориса Иофана. Он предложил создать самое высокое в мире здание - 420 м, а на самый верх водрузить огромную статую Ленина. Место для дворца выбрали недалеко от Кремля. Правда, там стоял храм Христа Спасителя. Мешающую «постройку» решено было взорвать. Участники событий вспоминали, что никто из местных не хотел взрывать храм, пришлось позвать «взрывателей» из Северной столицы. С началом войны строительство дворца прекратилось, а после Победы денег на продолжение не нашлось.   Легенды о «сёстрах» ходят в народе и по сей день. Говорят, что в жилых высотках между стенами квартир есть узкие коридоры: якобы при строительстве специально оставлялось пространство для кагэбэшников, где они монтировали «жучки» и слушали знаменитых жителей высоток - собирали компромат. Многие считают, что «сёстры» до сих пор связаны друг с другом системами радиорелейной связи. Так чекисты отслеживают воздушное пространство над столицей.