«Каникулы» ХХХ и «Дом» свиданий. За что Россия любит реалити-шоу?

Фото: Телеканал Пятница

Эксперты Роскомнадзора делают очередную попытку закрыть одно из самых скандальных реалити-шоу – «Каникулы в Мексике». Программа признана вредной для детского здоровья из-за наличия в ней большого количества «обнажённых тел и сексуального подтекста».

   
   

Гнев общественности

Пока Роскомнадзор надеется на добрую волю телеканала, транслирующего шоу, и ждёт, что для начала его показ будет перенесён на более позднее время, когда его не смогут смотреть дети.

Эксперты подчёркивают, что обратить внимание на телешоу их заставили многочисленные обращения возмущённых зрителей, среди которых родители несовершеннолетних, депутаты Госдумы и даже активисты еврейской общины.

Претензии, выдвинутые возмущёнными гражданами в адрес шоу, – систематическая и циничная эксплуатация темы секса, пропаганда гомосексуализма и животного существования, жажды наживы и алкоголизма, откровенные сцены жестокости и насилия, вульгарность и использование ненормативной лексики.

Примерно те же жалобы выдвигаются и в адрес ещё одного телепроекта – «Дом-2». Судебные процессы в связи с данным реалити-шоу тянутся уже в течение нескольких лет, однако «возмущённой общественности» удалось добиться лишь переноса его показа на более позднее время, да и он успешно оспаривается юристами транслирующего шоу телеканала.

Телевизионные реалити-шоу в так называемом «формате подглядывания» пришли в Россию в начале XXI века, после того как они уже обрели популярность на Западе.

   
   

Сделано в Нидерландах

Джон де Мол. Фото: www.globallookpress.com

Всё началось с Голландии, родины мирового капитализма, однополых браков и эвтаназии. Именно здесь 50-летний Джон де Мол придумал новый формат шоу, который поначалу телевизионные продюсеры посчитали абсолютно безумным – несколько человек в изолированном помещении находятся под круглосуточным прицелом телекамер, постепенно путём голосования избавляясь друг от друга. В другом варианте имя неудачника определяют своим голосованием телезрители. Последний участник получает денежный приз.

16 сентября 1999 года шоу, получившее название «Большой Брат» в честь образа, созданного писателем Джорджем Оруэллом в антиутопии «1984», стартовало на небольшом телеканале «Вероника».

Триумф оказался полным – 55 процентов телезрителей Нидерландов прильнули к экранам телевизоров, наблюдая за происходящим днём и ночью.

Всего через несколько месяцев новый формат телешоу был признан одним из самых успешных и пошёл победным маршем по планете.

Любопытно, что лицензионная версия шоу «Большой Брат» в России появилась лишь в 2005 году, когда страна уже была охвачена «реалитиманией», и не имела такого сокрушительного успеха, как в других странах. Достаточно сказать, что одним из призов для победителей русского «Большого Брата» стало участие… в реалити-шоу «Дом-2».

Пионеры из «застеколья»

В России жанр был «открыт» в 2001 году, после выхода на канале ТВ-6 шоу «За стеклом». Как и в голландском варианте, несколько молодых людей, изолированных в закрытом пространстве под прицелом телекамер, боролись за денежный приз.

Успех был полный – до 40 процентов телевизионной аудитории наблюдали за жителями «застеколья», тысячи любопытных съезжались к ныне снесённой гостинице «Россия», дабы вживую посмотреть на участников шоу.

Участники телепроекта пережили невиданную славу, сравнимую разве что с взрывной популярностью групп «Ласковый май».

В шоу «За стеклом» публике демонстрировали скандалы и потасовки между участниками, за ними следили в душе и спальне. Там же телезрители могли наблюдать и, пожалуй, первый на отечественном телевидении реальный половой акт. Правда, некая стыдливость то ли создателей шоу, то ли участников всё же взяла верх – Макс и Марго (Максим Касымов и Маргарита Семенякина) прикрывались одеялом. Во всяком случае, в тех эпизодах, которые пошли в эфир.

Популярность участников канула в Лету вместе с окончанием шоу. Макс и Марго вступили в брак, у них родился сын, однако отношения их продлились недолго.

Сегодня практически никто из участников шоу не любит вспоминать о «застеколье», считая это негативным опытом. Зато его создатели по сей день гордятся своим успехом.

Вот «Дом-2», который построил…

Участник шоу «Дом-2» Роман Третьяков на презентации книги Ольги Бузовой. Фото: www.russianlook.com

Первые же реалити-шоу показали, что является главным фактором успеха в «формате подглядывания» – зрители неотрывно следят за острым конфликтом между участниками, доходящим до драки.

Публику привлекает натурализм происходящего – мат, драки, интимные сцены. Зрителя манит возможность оказываться в центре событий, одновременно оставаясь невидимым для их участников и находясь в полной безопасности.

В череде подобных шоу наиболее успешным стал российский проект «Дом-2», у истоков которого стоял известный журналист и депутат Госдумы Валерий Комиссаров.

Сегодня мало кто помнит благообразное реалити-шоу «Дом», выходящее на экраны в 2003 году. Двенадцать супружеских пар со всей России вместе строили «Дом» под присмотром ведущего Николая Баскова, а на финише стройки победители получали главный приз – сам дом.

В мае 2004 года стартовало реалити-шоу «Дом-2», изначально являвшееся как бы продолжением первого. Однако выбор в качестве ведущей уже тогда имевшей скандальную репутацию Ксении Собчак и смещение акцентов от строительства дома к «строительству любви» вызвали потрясающий эффект – молодёжная аудитория, да и люди постарше буквально приникли к экранам телевизоров.

Изначально «Дом-2» не задумывался как супермарафон, но его высокая популярность дала основание создателям превратить его в фактически бесконечное шоу. Идея строительства дома постепенно забылась, как и некий главный приз победителям. Главной задачей участников со временем стало под прицелом телекамер как можно дольше времени провести на проекте.

Для этого нужно оставаться интересным для создателей шоу и публики, и его участники добиваются этой цели эпатажными выходками: драками, нецензурными выражениям, интимными отношениями и любыми другими путями.

Рейтинг решает всё

Через шоу за девять лет его существования прошло более 1000 человек, некоторые из которых затем превратились в телезвёзд других проектов и гламурных див. Несколько бывших участников за это время скончались, причём ряд этих смертей были связаны с криминальными обстоятельствами. Около десятка бывших участников «Дома-2» были осуждены за различные преступления и оказались за решёткой.

Практически всё время существования телепроекта в его адрес выдвигаются обвинения в развращении молодёжи, в оскорблении нравов, в формировании неправильной картины мира. Всё это вполне справедливо – участники шоу на протяжении месяцев и даже лет фактически не работают (так называемая «стройка» давно стала формальностью), ведут праздный образ жизни, периодически отправляясь в путешествия за рубеж.

Ответы создателей телешоу так же однообразны, как и претензии недовольных, – телевидение должно развлекать, а не просвещать; те, кому не нравится, всегда могут выключить телевизор.

В этом-то и заключается секрет долгожительства «Дома-2» и успех его более молодого аналога – «Каникул в Мексике». И то, и другое реалити-шоу обеспечивают телеканалам высочайшие рейтинги, которые прямо противоречат письменному возмущению общественности. Российская публика, особенно молодёжь, хочет «погорячее», и телевидение лишь удовлетворяет запросы.

Зрелище требует жертв

Причину этого психологи и социологи установили давно: просмотр реалити-шоу для большинства зрителей – не что иное, как сеанс психотерапии. Глядя на матерящихся, дерущихся, совокупляющихся в телевизоре, публика повышает свою самооценку, ощущая себя выше происходящего. Привлекает и набор типажей участников («мачо», «ботаник», «стерва», «недотрога» и т. д.), тщательно просчитанных психологами и схожих с теми, кого зритель видит рядом с собой – соседей, друзей, сослуживцев.

Кроме того, СМС-голосование даёт зрителю ощущение собственной власти, возможности в какой-то степени повелевать чужими судьбами.

Россия в этом смысле не особо выделяется среди других стран мира – горячие споры и протесты против реалити-шоу появились практически с момента их появления. Но недовольным, чьё возмущение вполне обоснованно, переубедить большинство не удаётся. Ведь многие, выражая протест на публике, нет-нет да и поддадутся соблазну, по вечерам приобщаясь к «запретному».

Так, может, напрасно беспокойство недовольных, зря они пишут письма, отвлекая чиновников от важных дел? Как будет дальше развиваться этот «горячий формат»?

В романе писателя Стивена Кинга «Долгая прогулка» в качестве эпиграфа к одной из глав приведены слова Чака Бэрриса, который в 1960-х придумал на американском телевидении целый ряд шоу, многие из которых идут до сих пор: «Абсолютным шоу было бы такое, где проигравшего участника убивают».

Сомнений в том, что абсолютное шоу появится на ТВ в недалёком будущем, практически нет.