Искусство в ЖКХ: жители Омска создают музей дворовых скульптур

Фото Романа Ковалева

«Сначала была наскальная живопись, потом ЖЭК-арт»

Города в России очень похожи друг на друга. Это прекрасно отразил Рязанов в мультипликационной заставке к фильму «Ирония судьбы или с легким паром», которую, естественно, смотрели все, кто хоть раз встречал Новый год. Типовые дома, типовые дворы, доставшиеся в наследство от советского прошлого, стали идеальным плацдармом для развития ЖЭК-арта – создания местными жителями малых архитектурных форм из подручных материалов.

   
   
Слон из покрышки делается без особого труда. Фото Романа Ковалева

Два друга, Андрей Руденко и Евгений Бойченко, создали группу в социальной сети, где стали собирать самые интересные образцы ЖЭК-арта. Вскоре группа стала настоящим местом интернет-паломничества для всей страны.

«Наверное, это самое первичное человеческое творчество — сначала была наскальная живопись, потом ЖЭК-арт», — говорит Евгений. Постепенно ЖЭК-арт становится не просто объектом шуток в социальных сетях: знакомые художники приносят дворовые «грибы», сделанные из тазиков и шин, на выставки, и представляют их как целый художественный объект.

Старый пень превратился в черепаху. Фото Романа Ковалева

Евгений рассказывает о том, как появилась мысль собрать всё творчество в виртуальный музей: «Лет пять назад мы гуляли по улице Серова и увидели штук пять разрисованных пней и сказали «Вау!». Это был не искренний восторг от того, как это красиво, конечно, скорее, стёб. Но я лично всегда вижу за этим целую историю, как какой-то прекрасный святой человек идёт и думает: я сейчас сделаю красиво, я разрисую пень, и будет всем радость. И я вижу эту чеховскую историю, этого человечка — и мне от этого смешно. Наивное творчество».

«У нас в группе есть люди, которые искренне любят это всё: иногда перед ними даже неудобно как-то, — говорят создатели музея. — Они не считывают весь этот посыл и просто пишут: как классно, я вам пришлю своих лебедей со своего двора».

Создатели музея ЖЭК-арта считают его древнейшим из искусств. Фото Романа Ковалева

Кстати о лебедях. Сейчас вырезанный из старой покрышки лебедь считается моветоном. Актуальным «лебедизм» был около трех лет назад. И, если судить по ареалу обитания шинных лебедей, то складывается ощущение, что население целенаправленно обучали изготовлению этих птиц в спецшколах.

Покрышка может превратиться в райскую птицу. Фото Романа Ковалева

Евгений предполагает, что в отрывных календарях, в рубрике полезных советов, печатали «Как нарезать лебедя из покрышки».

   
   

Откуда появляются шино-лебеди?

Андрей и Евгений рассказывают, что в ЖЭК-арте уже оформились тренды, тенденции, направления. Они наблюдают за развитием, за мутацией: вчера были лебеди, прошло время — лебеди уже не круто, появляются другие животные.

Например, вдруг, в какой-то момент творцы начали прикручивать на саморезы игрушки к стволам, совершенно варварски. Потом их начали привязывать. Складывается ощущение, будто есть невидимый орган, который руководит всем, определяет направления, указывает, что и как нужно делать в новом сезоне.

Правда, иногда во имя искусства портят стволы деревьев. Фото Романа Ковалева

«До этого нам ещё предстоит докопаться. Какие масоны за этим стоят», — шутит Андрей.

Стремление приспособить для жизни дворы в спальных районах старой застройки объяснимо – унылые пейзажи, разбитые детские площадки стимулируют жителей на творчество.

«Но как объяснить появление ЖЭК-арта в новых кварталах? — рассуждают создатели виртуального музея. — Встречаются совсем новые дома, во дворе которых не успели убрать ещё строительный мусор, а уже появляются стройные ряды шино-лебедей. Откуда они там?».

Фото из архива сообщества - vk.com/ktossa

Евгений делится своей версией: «Я думаю, это тесть. Он приезжает в гости и говорит – что-то у вас пусто во дворе, давайте я вам лебедей нарежу. Мне кажется это как раз тесть, тёща или свекор обычно таким занимаются. Люди пожилого возраста».

Вся эта история активным образом стимулируется и со стороны властей. Косвенно. КТОСы (Комитеты территориального общественного самоуправления), которые в Омске напрямую подчиняются администрации города, — одни из главных движущих сил ЖЭК-арта. Здесь уже очевидно, что шаблоны для всех одинаковые, и творчеством это назвать сложно, скорее, ремесло.

Очередное животное из использованных покрышек. Фото Романа Ковалева

Идея создать группу, в которой бы каталогизировались и сохранялись объекты ЖЭК-арта, пришла Андрею около года назад:

«Думаю, это просто совпало с тем, что нам дали такую простую возможность это обнародовать – социальные сети. Все технические средства на нас сыграли».

«У нас было сообщество LOL-wall в ЖЖ, но потом мы переселили его во Вконтакте и оно всем нравилось. А вскоре Андрей предложил создать ЖЭК-арт. У нас уже был контент, потому что я всегда хожу с телефоном и фотографирую. Годами просто. И я быстро выложил фотографии. А дальше все это зашло в народ и люди начали присылать свои фотографии», — поясняет Евгений.

Попугай. Фото Романа Ковалева

Сообщество быстро вышло за пределы Омска. Сейчас образцы дворового творчества присылают практически из всех регионов России и бывшего СССР. Особых различий между объектами ЖЭК-арта не существует, везде примерно одно и то же. Что не удивительно, с учетом возраста творцов — все родом из СССР».

Евгений: «Лебеди везде».

Фото из архива сообщества - vk.com/ktoss

Андрей: «Имманентное существо — лебеди, да. А если говорить о региональных отличиях, то нам присылали какие-то особые образчики из стран восточной Европы. Восточное искусство само по себе не такое весёлое, а ЖЭК-арт там ещё больше отдаёт душком таким упадническим. А так да, тенденции везде одинаковые».

Не каждый пень может считаться ЖЭК-артом

Как-то монетизировать своё увлечение Андрей и Евгений не хотят. Для них это развлечение в чистом виде. Связывать свою жизнь с искусством или псевдоискусством также не собираются. В группе, конечно, есть некая редактура. Не каждый пень может считаться ЖЭК-артом. Таким образом, администрация группы влияет на развитие ЖЭК-арта.

Ошкуренные бревна - ещё один источник вдохновения. Фото Романа Ковалева

«Я обычно отклоняю лебедей и прибитые игрушки, как варварство», — говорит Евгений. Андрей поясняет: «Мы уже прямо говорим — не лебедим. Никаких лебедей. Получается, что мы как-то тоже руку прикладываем, чтобы люди проявляли себя немного тоньше. Я, например, недавно перебирал фотографии и наткнулся на совершенно дикую — из плюшевой собаки сшили крест. У неё осталась морда в основании креста, руки были натянуты на каркас. Что двигало людьми? Не совсем понятно».

В ходе беседы создается впечатление, будто мир ЖЭК-арта — это параллельная вселенная. Что-то такое, с чем никогда не соприкасаешься. То есть, ты можешь за этим наблюдать, но процесс создания, мотивы – это все только объекты для исследования, но не повседневная жизнь. Можно сравнить это с наблюдением за звездами или муравейником. Там что-то происходит абсолютно независимо, и нам остается только наблюдать. Но однажды исследователи все же вступили в контакт с творцами.

Обитатель омского двора — крокодил, гордость местных жителей. Фото Романа Ковалева

«Мне сказали, что во дворе одного дома есть кукла Майкла Джексона в полный рост, — рассказывает Андрей. — Я приехал, подивился на все это дело, начал фотографировать. Там тоже такая локация аккуратная, цветочки, камушки, жирафик. И этот Майкл привязан к дереву. На нём штаны, костюм, на голове шляпа, а вместо лица — футболка с его ликом натянута. Сфотографировал и засобирался уже уезжать — и тут голос со второго этажа – а чего вы нашего Майкла фотографируете? Никакой агрессии, просто вопрос. Мне оставалось только ответить, что это просто прекрасно само по себе, поэтому я здесь. И они мне рассказали историю о том, что в честь годовщины смерти Майкла Джексона дети сами сделали эту куклу, одели её и поставили во двор. Дети сделали куклу Майкла Джексона. Они переодевают ее каждый год, потому что одежда выгорает на солнце».

Та самая кукла Майкла Джексона. Фото Романа Ковалева

Наверное, за такие истории и любят ЖЭК-арт основатели виртуального музея.

Смотрите также: