Вице-премьер РФ Марат Хуснуллин заявил, что маршрут «Север-Юг» приобрёл особое значение в нынешней геополитической ситуации, когда страна перестраивает логистические цепочки и потоки.
«Развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива является приоритетом для Российской Федерации. Мы постоянно работаем над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересованы в развитии коридора «Север – Юг», — отметил Марат Хуснуллин в рамках XIV Международного экономического форума «Россия – исламский мир: KazanForum».
Как следует из доклада Евразийского банка развития (ЕАБР), главным преимуществом МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, является значительное сокращение временных затрат на осуществление перевозок.
В настоящий момент срок доставки грузов из Мумбаи в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней. При этом срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север – Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок доставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию железнодорожного участка Астара – Решт на территории Ирана время доставки грузов по МТК «Север – Юг» дополнительно сократится.
Коридор «Север – Юг» включает три основных маршрута: Западный – через Республику Дагестан автомобильным и железнодорожным транспортом, Транскаспийский – через Каспийское море морским и речным транспортом по Волге в иранские и туркменские порты, а также Восточный – через республики Казахстан и Туркменистан автомобильным и железнодорожным транспортом.
Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил, что для развития международного транспортного маршрута на территории России запланировано строительство автомобильных обходов Астрахани, Дербента, Хасавюрта. Кроме того, ведётся капремонт автодороги Р-217 «Кавказ» и развиваются порты Каспийского бассейна в Астраханской области и Республике Дагестан. Для повышения пропускной способности российской границы строится железнодорожный пункт пропуска Дербент и реконструируются пункты пропуска Верхний Ларс и Яраг-Казмаляр.
Напомним, что в среду, 17 мая, Россия и Иран подписали соглашение по строительству последнего железнодорожного участка международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг», который позволит довозить грузы по железной дороге от Санкт-Петербурга до Персидского залива без перегрузки.
Магистраль – одна из ключевых веток для перевозок продовольствия и иной продукции АПК для потребителей Ирана и стран Персидского залива и Африки.
Во время подписания президент России Владимир Путин назвал данную транспортную артерию «уникальной» и подчеркнул, что «Север – Юг» поможет существенно диверсифицировать глобальные транспортные потоки.
Ранее зампред правительства РФ Марат Хуснуллин в рамках форума рассказал, что только с 2022 по 2030 годы общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры МТК «Север - Юг» составит около 280 миллиардов рублей.