74 млн евро выделит финское МВД для ускоренного строительства стены на границе с Россией. Она должна прикрыть примерно 200 из 1,3 тыс. км границы Суоми с РФ.
О том, зачем финнам стена, в Хельсинки говорят не очень внятно: «Задача заключается в том, чтобы обеспечить хороший контроль за границей и чтобы мы могли превентивно влиять на ситуации, которые возникают на границе».
Помогало ли строительство стен решать вопросы на границе, разбирался aif.ru.
Великая китайская стена (III в. до н. э.)
Первая глобальная попытка отгородиться от соседей стеной принадлежит Китаю.
Устав отражать изнуряющие и опустошительные набеги кочевников хунну, объединитель Китая император Цинь Шихуанди приказал построить вдоль всей северной границы Поднебесной стену. В ее строительстве приняла участие пятая часть населения империи. Стена протянулась на 8851 км, из которых 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек. Масштабы сооружения таковы, что она видна даже из космоса. И по сей день стена привлекает тысячи туристов и считается одним из новых семи чудес света.
Однако в оборонительном плане она оказалась бесполезной. Обеспечить такую длину стен стражей на всем протяжении оказалось невозможно. Кочевники при желании легко находили слабо охраняемые участки, через которые проникали в Китай, или просто подкупали стражу. Само строительство стены привело к огромным тратам, а также большим жертвам среди строившего ее населения, народному возмущению и бунтам, которые в итоге привели к падению династии Цинь.
А когда много позднее Китай был захвачен кочевниками-манчжурами, первый император новой династии Нурхаци посвятил стене стихотворение:
«Вы строили ее на десять тысяч ли, протянув до самого моря,
Но все ваши затраты оказались напрасны —
Вы истощили силы своего народа».
Римские лимесы (I-II в. н. э.)
Во втором веке нашей эры Римская империя достигла зенита своего могущества. После захвата Дакии (современная Румыния) императором Траяном покорять римлянам в Европе фактически было уже нечего — оставшиеся территории были заселены варварами, а земли покрыты лесами и болотами, из-за чего плохо подходили для сельского хозяйства и были мало интересны римской цивилизации. И императоры Адриан и Антонин Пий приступили к новой политике строительства на границе империи защитных сооружений — лимесов — которые должны были охранять границы империи от варваров.
Всего за несколько десятилетий было построено больше десяти лимесов, самые известные из которых Вал Адриана в Великобритании и Верхнегерманско-ретийский лимес протяженностью 550 км и отделяющий Галлию (современная Франция и Бельгия) от Германии.
Пока империя была в зените своего могущества, а лимесы были надежно прикрыты победоносными римскими легионами, эта система фортификационных сооружений исправно работала. Однако в третьем веке могущество Рима начало снижаться из-за экономического кризиса и постоянных гражданских войн. Воюющие за власть римские военачальники отзывали легионы с лимесов для того, чтобы использовать их в борьбе за власть. Другие лимесы покидались из-за того, что в казне просто не оставалось денег на их содержание. В итоге система лимесов была разрушена, и в конце III-V в. н. э. Рим столкнулся с постоянными вторжениями варварских племен, которые в итоге и уничтожили империю.
Линия Маннергейма (1920-1930 гг.)
После падения Римской империи идея строительства стен на границе надолго была забыта. Отчасти потому, что и Китай времен империи Цинь, и Римская империя были мощными гигантскими цивилизациями с огромным населением, которые могли позволить себе подобные проекты. А после них таких мощных государств долгое время не было, либо они не нуждались в строительстве приграничных стен.
К древней практике вернулись уже в XX веке, после Первой мировой войны. Этот конфликт стал триумфом фортификационных сооружений над наступательным оружием. Миллионные армии могли несколько месяцев воевать за несколько километров фронта, теряя десятки тысяч солдат.
По результатам этого конфликта сразу несколько европейских стран решили для укрепления своих границ построить там большие укрепленные линии. И, что символично, первой такой страной стала Финляндия, в которой после выхода из состава Российской империи и победы белофиннов в местной гражданской войне решили отгородиться СССР укреплениями.
В 1920 году на Карельском перешейке началось строительство 17 укрепленных узлов в составе 168 бетонных и железобетонных сооружений. Они были объединены друг с другом системой траншей. На линии оборудовались деревоземляные огневые точки (ДЗОТ) и долговременные каменно-бетонные сооружения, противотанковые и противопехотные заграждения, пулеметные точки. Линия постоянно укреплялась и совершенствовалась. К концу 1939 она достигала длинны в 135 км.
«Нигде в мире природные условия не были так благоприятны для постройки укрепленных линий, как в Карелии. На этом узком месте между двумя водными пространствами — Ладожским озером и Финским заливом — имеются непроходимые леса и громадные скалы. Из дерева и гранита, а где нужно — и из бетона, построена знаменитая линия Маннергейма», — писал технический советник Маннергейма бельгийский генерал Баду.
Во время Зимней войны (1939-1940) с СССР линия сумела остановить первое наступление Красной Армии. Отчасти сыграла свою роль недооценка укреплений советским командованием, отчасти повлияли тяжелые погодные условия (не зря война зовется Зимней). Однако спустя два месяца Красная Армия провела второй штурм Линии Маннергейма, прорвав ее. После этого советским войскам был открыт прямой путь на Хельсинки, и война быстро завершилась победой СССР.
Линия Мажино (1928-1936 гг.)
Не принижая мужества и мастерства Красной Армии, многие российские историки пишут, что линия Маннергейма все же не была непреодолимым препятствием (что советские солдаты и продемонстрировали). Ведь строила ее небогатая в те времена Финляндия, у которой просто не хватало денег в военном бюджете и на армию, и на строительство укреплений. А вот у кого средств на гигантские оборонительные сооружения были, так это у Франции.
Французские генералы по итогам Первой мировой войны тоже уверовали в силу укреплений. Начав строительство оборонительной линии на границе с Германией, они преследовали несколько целей: избежать прорыва немецкой армии в приграничные французские регионы Эльзас и Лотарингию, использовать время в обороне для проведения мобилизации и прибытия подкреплений, а потом использовать линию в качестве стратегического плацдарма для контрнаступления.
В итоге на протяжении всех 400 км границы с Германией возникла, возможно, самая мощная оборонительная линия в истории человечества. Были созданы несколько укрепрайонов, которые были связаны между собой огромными подземными тоннелями (некоторые глубиной до 100 метров). По этим подземным тоннелям были проложены узкоколейные железные дороги, по которым перевозились боеприпасы и снаряжение. В этих же тоннелях были оборудованы казармы, штабы и наблюдательные пункты, которые вмещали тысячи человек. На поверхности противника должны были встречать заградительные противотанковые и противопехотные рвы, линии укреплений и доты, в которых были установлены не только пулеметы, но и большие 135-мм орудия, которыми можно было обстреливать немецкую территорию. Глубина обороны в некоторых участках достигала 22 км.
Но в бою эта мощнейшая линия себя так и не показала. Немцы просто обошли линию Мажино, вторгнувшись во Францию через территорию Бельгии. В итоге Франция была вынуждена подписать капитуляцию и была оккупирована почти до конца Второй мировой войны.
Стена Трампа (2017-2021 гг.)
«Я построю великую стену — а никто не строит стены лучше меня, поверьте, — она будет очень недорогой. Я построю большую стену на южной границе. И я заставлю Мексику заплатить за нее. Попомните мои слова», — заявил Дональд Трамп в 2016 году во время президентской кампании. США испытывали огромные проблемы с нелегальной иммиграцией на границе, и тогда еще кандидат в президенты Трамп предложил простое решение — построить стену, чтобы никого не пущать.
Это стало самым громким предвыборным обещанием, которое Трамп начал реализовывать почти сразу, как пришел в Белый дом. По плану, предполагалось возвести заграждения длиной 1609 км вдоль всей границы с Мексикой. На эти цели Трампу понадобилось $12 млрд.
Почти сразу возникли проблемы. Выяснилось, что многие участки границы находятся в руках частных землевладельцев, а значит, их надо сначала выкупить. Также непонятно было, что делать с теми, кто продавать землю отказывался. В то же время Конгресс отказался выделять миллиарды долларов на строительство стены. А цена постройки увеличивалась, потому что многие участки границы находятся посреди пустыни, и просто доставить туда стройматериалы — очень тяжело и дорого.
В 2018 году цена на стену поднялась уже до $25 млрд, причем против нее высказывались не только демократы (которые не хотят ограничивать миграцию в США, потому что мигранты — их избиратели), но и республиканцы-противники Трампа. В прессе велась активная кампания против строительства стены. В результате, по опросам в 2019 году, 58% американцев были против строительства стены. Конгресс денег на стену так и не дал. И Трамп начал строительство за счет $1 млрд из средств Пентагона. Денег этих катастрофически не хватало.
В итоге к 2021 году стена так и не была построена. Трамп проиграл выборы, и на его место пришел Джо Байден, который практически сразу остановил строительство стены. Ее остатки ржавеют на границе.
Правда, теперь у США снова огромные проблемы с нелегальной иммиграцией. Чтобы остановить приток нелегалов, приграничный Техас вынужден был мобилизовать нацгвардию. И Трамп обещает возобновить строительство стены, если его снова выберут президентом.
Но поможет ли Америке эта стена? Древняя Спарта, один из славных полисов Древней Греции, была известна тем, что у города не было стен. Спартанцы считали, что они не нужны, потому что главными защитниками их родины являются героизм и отвага ее жителей. И действительно, ни Великая китайская стена, ни римские лимесы, ни оборонительные линии ХХ века не спасли их строителей. Поэтому помогут ли стены США и Финляндии — вопрос открытый.