«Я умру как мученик». Слово и дело полковника Каддафи

Муаммар Каддафи. © / www.globallookpress.com

7 июня 1940 года родился лидер ливийской революции Муаммар Каддафи.

   
   

Человек пустыни

В 1950–1960-х годах в государствах, недавно сбросивших цепи колониального рабства, прокатилась целая серия государственных переворотов, во главе которых стояли молодые офицеры. Среди этой когорты революционеров, впоследствии ставших диктаторами, дольше всех продержался у власти Муаммар Каддафи — человек, которого одни считают великим героем, а другие — чудовищем во плоти.

Будуший ливийский лидер родился 7 июня 1940 года в бедуинской семье племени аль-каддафа. Муаммар Мохаммед Абдель Салям Хамид Абу Меньяр аль-Каддафи появился на свет в традиционном бедуинском шатре, который в то время был установлен южнее города Сирт.

В школу Муаммар пошёл в 9 лет и сменил их три в разных городах, следуя за отцом-кочевником.

Революционером он стал ещё в школе, присоединившись к движению молодёжи против итальянского колониализма. В 21 год студент Каддафи создал собственную подпольную организацию, ставившую своими целями свержение монархии, действовавшей в интересах иностранцев.

Каддафи арестовали во время акции в городе Себха, но молодой революционер просто перебрался в Мисурату и всё начал снова.

Фото: www.globallookpress.com

Переворот молодых офицеров

Вскоре Каддафи поступил в военное училище, которое в 1965 году окончил в чине лейтенанта.

   
   

В среде курсантов военных училищ и молодых офицеров были сильны революционные настроения, подогреваемые примером соседних Египта и Алжира.

В 1964 году под руководством Муаммара Каддафи на берегу моря близ селения Толмейта состоялся I-й съезд организации, получившей название «Свободные офицеры юнионисты-социалисты» (ОСОЮС), воспринявшей лозунги египетской революции 1952 года: «Свобода, социализм, единство». В подполье ОСОЮС начала подготовку к перевороту.

Подготовка восстания заняла около пяти лет. Ливийские спецслужбы оказались слишком слабы, чтобы выявить и пресечь подготовку переворота.

1 сентября 1969 года восстание началось. Под контроль военных перешли важнейшие государственные объекты, были блокированы расположенные в стране американские военные базы. Король Ливии Идрис I находился на лечении в Турции, и возглавить подавление мятежа оказалось некому.

В 7 утра граждане услышали «Коммюнике № 1», которое открывалось словами Каддафи: «Граждане Ливии! В ответ на сокровенные чаяния и мечты, переполнявшие ваши сердца. В ответ на ваши непрестанные требования перемен и духовного возрождения, вашу длительную борьбу во имя этих идеалов. Прислушиваясь к вашему призыву о восстании, преданные вам армейские силы взяли на себя эту задачу и свергли реакционный и коррумпированный режим, зловоние которого вызывало тошноту и шокировало нас всех».

Фото: www.globallookpress.com

Вон, иностранец!

Страна получила новое название — Ливийская Арабская Республика. 8 сентября новый орган власти — Совет революционного командования — принял решение о присвоении 29-летнему капитану Каддафи звания полковника и назначил его верховным главнокомандующим вооружёнными силами страны. Каддафи возглавил и сам Совет.

Основы своего курса 29-летний глава страны изложил на митинге: 1) полная эвакуация иностранных баз с ливийской территории, 2) позитивный нейтралитет, 3) национальное единство, 4) арабское единство, 5) запрещение политических партий.

Ему удалось в кратчайшие сроки заставить закрыть военные базы США и Великобритании на территории страны. 20 тысяч итальянцев, оставшиеся в стране с того времени, когда Ливия была итальянской колонией, были попросту изгнаны.

В течение первых трёх лет правления Каддафи были национализированы иностранные банки, вся принадлежавшая итальянцам земельная собственность. Государство также национализировало собственность иностранных нефтяных компаний; остальные нефтяные компании были национализированы на 51%.

В отличие от многих других лидеров подобного толка, Каддафи не примыкал ни к Западу, ни к Востоку, создав собственную идеологию, изложенную в написанной им «Зелёной книге». Государственным строем Ливии была провозглашена джамахирия — «власть народных масс». Её суть заключалась в оригинальном смешении постулатов ислама, национализма и левого анархизма.

Ещё одно изменение устройства власти произошло в 1977 году. Ливийская Республика получила новое название — «Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия». Совет революционного командования и правительство распускались. Всеобщий народный конгресс объявлялся высшим органом законодательной, а образованный им вместо правительства Высший народный комитет — исполнительной власти. Сам Каддафи перестал занимать официальный пост, именуясь просто лидером ливийской революции.

Фото: www.globallookpress.com

«Я поддерживал тех, кого сейчас принимают в Белом доме»

Во внешней политике Каддафи был буквально помешан на идее панарабизма и помощи национально-освободительным движениям других стран.

За четыре десятилетия правления он неоднократно выдвигал планы объединения арабских стран в федерацию или конфедерацию, подписывал договоры и соглашения, но каждый раз эти планы терпели неудачу из-за внутренних разногласий.

Ближе всего к реализации была идея создания «Федерации Арабских Республик» с участием Египта и Сирии, которая даже формально существовала с 1972 по 1977 годы, но затем распалась.

Что касается поддержки различных повстанцев, Каддафи умудрялся разозлить и США, и СССР, поддерживая даже такие группировки, которые два враждующих лагеря одновременно считали террористами. В начале 1980-х годов США обвинили Каддафи во вмешательстве во внутренние дела не менее чем 45 стран.

Позднее, давая интервью газете The Washington Post, Каддафи говорил об этом так: «Я поддерживал борьбу за национальное освобождение, а не террористические движения. Я поддерживал Манделу и Сэма Нуйому, который стал президентом Намибии. Я также поддерживал Организацию Освобождения Палестины. Сегодня этих людей принимают с почётом в Белом доме. А меня по-прежнему считают террористом. Я не ошибался, когда поддерживал Манделу и освободительные движения. Если в эти страны возвратится колониализм, я снова стану поддерживать движения за их освобождение».

Фото: www.globallookpress.com

Международный террорист

Каддафи обвиняли в том, что ливийские спецслужбы совершают теракты против граждан стран Запада. 5 апреля 1986 года на дискотеке La Belle в Западном Берлине, популярной среди американских военных, прогремел взрыв, в результате которого погибли 3 человека, включая турецкую девушку, и были ранены 200 человек. В совершении треакта обвинили ливийцев, после чего президент США Рональд Рейган отдал приказ о бомбовом ударе по Ливии, жертвами которого стали десятки людей, в том числе приёмная дочь Каддафи.

21 декабря 1988 года в небе над шотландским местечком Локерби был взорван пассажирский Boeing 747 американской авиакомпании Pan Am, выполнявший рейс № 103 из Лондона в Нью-Йорк, в результате чего погибли 270 человек. В этом теракте также обвинили спецслужбы Ливии, после чего на страну были наложены экономические санкции.

Некоторые считают, что террористическую войну Каддафи считал наиболее эффективным методом борьбы против американцев и теракт над Локерби стал ответом на бомбардировки Ливии. Но вряд ли убийство одних ни в чём не повинных людей может быть справедливым возмездием за убийство других ни в чём не повинных людей. За Каддафи на многие годы закрепилось клеймо террориста.

Всё для ливийского народа

Впрочем, полковника гораздо больше волновала судьба людей в собственной стране. Ему досталась Ливия, население которой было нищим и неграмотным. За восемь первых лет правления Каддафи количество умеющих читать и писать выросло с 27 до 51 процента. Активно открывались школы, библиотеки, культурные центры, спортивные клубы. За десятилетие с 1970 по 1980 годы было построено 180 тысяч квартир, благодаря чему удалось на 80 процентов решить жилищную проблему. Благодаря проекту «Великая рукотворная река» пустынная Ливия впервые в своей истории была в полной мере обеспечена пресной водой. 

Основной поток нефтедолларов, получаемых страной, шёл на социальные нужды и проекты. Эта политика оставалась неизменной даже тогда, когда страна оказалась под давлением экономических санкций.

В конце 1990-х Каддафи взял курс на улучшение отношений с Западом, выдал лиц, подозреваемых в организации теракта над Локерби, и сумел добиться того, что Ливию перестали воспринимать как страну-изгоя.

Ради оживления экономики, на которой сказывалось действий санкций, был объявлен курс на «народный капитализм», в рамках которого началась приватизация промышленных предприятий, в том числе в нефтяной промышленности. Благодаря этому, в Ливию начался приток иностранных инвестиций, был заключён ряд выгодных договоров, в том числе контракт на строительство газопровода в Италию.

Фото: www.globallookpress.com

Кнут и пряник вождя

В 2003 году Ливия заявила об отказе от всех видов оружия массового уничтожения.

Отношения с другими странами стремительно улучшались. Традиционный бедуинский шатёр Каддафи всё чаще появлялся в европейских столицах.[

По состоянию на 2008 год, Ливия с уровнем ВВП в 14 192 доллара на душу населения занимала по этому показателю 55-е место. Для большинства стран Африки эти показатели были недостижимой мечтой, как и многое из того, что было у ливийцев при Каддафи: пособие по безработице 730 долларов в месяц, помощь при рождении ребёнка 7300 долларов, отсутствие квартплаты и оплаты за электричество, бензин по цене 14 центов за литр, пособие на развитие бизнеса в размере 20 тысяч долларов и многое другое.

Разумеется, стиль правления Каддафи не мог не провоцировать возникновения оппозиции, с которой диктатор поступал тоже жёстко. По данным самих оппозиционеров, в период с 1969 по 1994 год погибло 343 ливийца, выступавших против режима Каддафи. 

Впрочем, и здесь ливийский лидер порой показывал свою нетипичность. 3 марта 1988 года он лично снёс бульдозером ворота тюрьмы, освободив 400 политических заключённых. Спустя несколько дней он порвал представленные ему «чёрные списки диссидентов».

Было ли это показухой или порывом души, знал только сам Муаммар Каддафи.

Фото: www.globallookpress.com

«Они хотят превратить Ливию в новый Афганистан!»

В 2011 году так называемая «арабская весна» накрыла и Ливию. Беспорядки с требованием собственной отставки Каддафи встретил спокойно, заявив: «Группы молодых людей под влиянием наркотиков нападают на полицейские участки, воруют оружие. Они не уважают свою страну, копируют образ Египта и Туниса, хотят превратить Ливию в исламское государство, в новый Афганистан! Этими крысами манипулируют иностранные силы, включая «Аль-Каиду». Спустя четыре года можно сказать, что слова Каддафи были самой точной оценкой происходящего.

Но в 2011 году на Каддафи ополчились буквально все. Даже Саудовская Аравия, где отрубание головы считается нормальным видом наказания, озаботилась проблемой демократических преобразований в Ливии. А уж из Вашингтона не звучало ничего, кроме: «Каддафи лишился легитимности и должен уйти!»

На Ливию были наложены новые санкции, срочно сколоченный из разношерстных ливийских оппозиционеров Переходный национальный совет стал активно снабжаться оружием, воздушное пространство Ливии было объявлено бесполётной зоной, что на практике оказалось прикрытием бомбардировок правительственных войск, развёрнутых авиацией США и НАТО.

Каддафи мог победить в войне с оппозиционерами, но одолеть военную машину США и их союзников по НАТО он был не в состоянии.

Расправа

Когда гражданская война в Ливии только начиналась, Каддафи заявил: «Я никогда не оставлю землю ливийскую, буду биться до последней капли крови и умру здесь со своими праотцами, как мученик».

Эти слова оказались пророческими. 20 октября 2011 года, после нескольких месяцев ожесточённых боёв, оппозиционеры штурмом взяли Сирт — один из последних оплотов сторонников Каддафи. В этот же день авиация НАТО нанесла удар по колонне машин, в которой ливийский лидер отступал из города со своими единомышленниками.

На разгромленную колонну авиация НАТО навела отряды ливийских оппозиционеров. Тяжело раненный Каддафи попал в плен.

Высокопарные речи о суде были немедленно забыты. Его пытали несколько часов, терзали всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Когда «борцы за демократию» насытились своим торжеством, в машину грузили уже мёртвое тело. Кадры отвратительной расправы облетели все мировые СМИ. Обезображенное тело Каддафи выставили на всеобщее обозрение в Мисурате.

Госсекретарь США Хиллари Клинтон, узнав о расправе, рассмеялась и заявила: «Это хорошая новость».

Когда глумление наконец закончилось, Муаммара Каддафи, 42 года правившего Ливией, тайно похоронили в ливийской пустыне.

Фото: www.globallookpress.com

После полковника

О том, во что превратилась Ливия после гибели Каддафи, западные политики говорить не любят. Стабильная страна с высоким уровнем жизни теперь представляет собой расколотую на несколько частей территорию, где все воюют против всех, где прекрасно себя чувствуют радикальные исламисты, включая пресловутую «Аль-Каиду».

При Каддафи Ливия выступала в качестве фильтра, сдерживавшего потоки беженцев из самых бедных стран Чёрного континента в Европу. Новые ливийские власти не в состоянии контролировать этот поток, от которого сегодня европейские политики приходят в ужас. Тысячи людей гибнут в море, десятки тысяч прибывают в Европу, где для них нет ни жилья, ни работы, обостряя межнациональные и межконфессиональные конфликты.