«Красный Бонапарт». Победы и поражения поручика Тухачевского

Михаил Тухачевский. © / РИА Новости

Парадный автопортрет

Автопортрет своей судьбы Михаил Тухачевский писал быстрыми и смелыми мазками батальной живописи, ибо не мыслил своей жизни вне военной карьеры. Все предки — элитная «военная косточка». Гусары, кирасиры, кавалергарды Тухачевские — цвет и гордость русской кавалерии — ходили в славные походы под знаменами Румянцева и Потемкина, Суворова и Кутузова.

   
   

На рубеже веков надев мундир гимназиста, Миша Тухачевский в штатское платье уже не одевался. Из гимназии — в Московский кадетский корпус, затем Александровское военное училище. Первую мировую войну он встретил в звании поручика лейб-гвардии Семеновского полка. Военные действия обещали пришпорить карьеру честолюбивого офицера. Но в одном из первых серьезных дел Тухачевский был явно обойден наградой. За геройский штурм горящего моста он был отмечен лишь «Владимиром» с мечами 4-й степени, а заслуженного и более почетного «Георгия» получил не участвовавший в бою командир роты. А вскоре надежды на великие подвиги были разрушены долгим германским пленом.

Молодой Тухачевский с семьей в 1904 году. Фото: Commons.wikimedia.org

Четыре неудачных попытки побега создали Тухачевскому среди пленных офицеров Антанты заслуженную славу сорвиголовы. Однако пятый, увенчавшийся успехом побег нанес его репутации серьезный удар. Дело было так. Комендатура лагеря разрешала пленным офицерам прогулки за охраняемой оградой при условии письменного обязательства и честного слова не совершать побег. Как и многие другие, Тухачевский дал обещание, но, к возмущению своих соотечественников и союзников, сбежал. Особенно негодовал на нарушителя слова чести молодой французский офицер Шарль де Голль. Но что такое офицерская честь, когда на карту поставлена будущая карьера великого полководца? Поручик Тухачевский свой выбор сделал.

Ставка на красное

В величии собственного будущего у Тухачевского сомнений не было. Тем более что на дворе в России уже гремела революция, напоминая о простом артиллерийском поручике Бонапарте, которого другая Великая революция вознесла к вершинам славы под именем императора Наполеона I.

В противостоянии белых и красных Тухачевский поставил на последних и не прогадал. Рабоче-крестьянская армия остро нуждалась в грамотных командирах, и талантливый офицер, вовремя «принявший революцию», был вскоре замечен Львом Троцким. И вот уже сам Ленин шлет Тухачевскому телеграммы, благодаря за освобождение родного Симбирска и спасение республики от колчаковской угрозы.

Впоследствии, в 1921 г., Совет народных комиссаров направил Тухачевского на Тамбовщину — подавлять крестьянское восстание под предводительством А. Антонова. Разрозненные банды оказались настоящими повстанческими армиями с хорошей организацией и железной дисциплиной. Оценив степень опасности, красный командарм решил воевать без «белых перчаток». Бронеавтомобили и бронепоезда, карательные интербатальоны китайцев и венгров, отравляющие газы, массовые расстрелы заложников и акции устрашения — такими методами укреплял безопасность молодой республики полководец Тухачевский.

Командующий Первой революционной армией на Восточном фронте Михаил Николаевич Тухачевский. Фото: РИА Новости

Даешь Европу!

Политика партии позволила 27-летнему военачальнику вырваться на оперативный европейский простор. Ленинский лозунг «Через Варшаву на Париж и Берлин!» открывал перед Тухачевским дорогу к поистине мировой славе.

   
   
Командарм Тухачевский в годы Гражданской войны. Фото: Commons.wikimedia.org

В ответ на захват Киева польскими войсками Юзефа Пилсудского три красные армии под командованием Тухачевского нанесли сокрушительный таранный удар в направлении Варшавы. Шестидневная битва на Березине с массовым использованием артиллерии и аэропланов шла с переменным успехом. Но когда 17 тысяч всадников Первой конной рванули по польским тылам, войска Пилсудского дрогнули и покатились к Неману. Наступая по 60 километров в сутки, армия Тухачевского вышла к этой реке, которую когда-то форсировал Наполеон.

Уже взят Брест, уже над Вислой грохочут пушки, бои идут в 25 километрах от Варшавы... И тут происходит то, что военные историки назовут «чудом на Висле». Престарелый генерал Вейган разгадал стратегический замысел Тухачевского и сосредоточил на направлении главного удара все свои резервы. Измотанные и оторванные от тылов, красные полки завязли в польской обороне. Время начинает работать против Тухачевского. Отчаянные телеграммы призывают на помощь Первую конную, но Буденный и член Военного совета Сталин почему-то поворачивают легендарную армию на Львов и лишают Тухачевского всякой надежды на взятие Варшавы и последующий европейский поход. Вместо славного Аустерлица «красный Бонапарт» получил позорное Ватерлоо.

Возможно, именно здесь лежат причины будущей неприязни между Тухачевским и старой гвардией Буденного — Ворошилова. Звездный час великой воинской славы был упущен, а второго шанса судьба ему не дала.

Михаил Тухачевский передает знамя кавалерийской дивизии Ленинградского военного округа в день ее десятилетия. Кадр из фильма «Герои не умирают». Фото: РИА Новости

Человек с «железным сердцем» против «красного Бонапарта»

Несмотря на польское поражение, карьера Тухачевского уверенно шла в гору. Близость к уже опальному Троцкому не помешала назначению командарма на пост начальника штаба РККА. А в 1935 году в числе первых пяти красных полководцев Тухачевский удостоен нового звания — маршал Советского Союза. И вдруг 1937-й — раскрытие «заговора военных», арест, суд, расстрел.

Достоверно известно, что к уничтожению красного маршала приложила руки германская разведка.

Гитлер лично отдал распоряжение шефу службы безопасности Гейдриху активизировать разведработу на восточном направлении. «Человек с железным сердцем» (так фюрер называл шефа СД) выбрал мишенью Михаила Тухачевского. Используя его частые официальные контакты с командованием рейхсвера, агенты Гейдриха создают знаменитую «красную папку». Это фальшивое досье якобы уличало высших офицеров Германии и СССР в заговоре против Гитлера и Сталина соответственно. Среди массы подлинных и вполне безобидных документов пряталось несколько ювелирно изготовленных подделок и фальшивых «личных писем» Тухачевского. Ас немецкой разведки Вальтер Шелленберг в своих мемуарах с гордостью сообщает, что, когда этот «подарок» появился на агентурном «рынке», Сталин не пожалел за него 3 миллионов золотых рублей. В результате немецкая разведка не только убрала с международной шахматной доски сильную и опасную фигуру, но еще и отхватила хороший куш.

Первые пять маршалов (слева направо): Тухачевский, Ворошилов, Егоров (сидят), Будённый и Блюхер (стоят) Фото: Commons.wikimedia.org

Мифы о герое

И тем не менее «немецкая версия» в деле Тухачевского могла стать лишь поводом для репрессий. Да и то вряд ли. В обвинительном заключении документы из красной папки не фигурировали.

Причиной гибели «красного Бонапарта» обычно называют конфликт между прогрессивными взглядами на военное строительство в лице Тухачевского и агрессивной глупостью командиров старого образца. То, что в этом противостоянии Сталин принял сторону последних, считается его главной и преступной ошибкой, обернувшейся катастрофой первых дней войны.

Михаил Тухачевский. Фото: Commons.wikimedia.org

Диаметрально противоположного взгляда придерживается писатель Виктор Суворов, автор знаменитого «Аквариума». В своей книге «Очищение» он, оперируя подлинными документами и цитатами из трудов Тухачевского, ставит большой знак вопроса над образом гениального и несправедливо пострадавшего полководца.

Итак, миф 1: Тухачевский — выдающийся военный теоретик и мыслитель. На самом деле двухтомник «М. Тухачевский. Избранные произведения» — это не учебник воинской науки, а набор штампов, политклише и лозунгов. В этих книгах нет ответов на вопросы стратегии и тактики, зато масса советов по организации партийно-политической работы в войсках и на оккупированных территориях: агитпункты, плакаты, музыка, пресса и тому подобное. И главная теоретическая рекомендация — железной рукой обуздывать местные враждебные классы.

Миф 2: Тухачевский гениально предвидел будущую войну с Германией и поэтому ратовал за техническую модернизацию Красной армии. На самом же деле с 1935 года маршал активно способствовал размещению на нашей территории немецких фирм и заводов по производству танков, пушек и самолетов. По Версальскому договору Германии запрещалось иметь тяжелую боевую технику, поэтому новые юнкерсы немцы испытывали в Москве, танки и подлодки разрабатывали в Ленинграде, а Казанское и Липецкое военные училища готовили танкистов и летчиков для фатерланда.

Собственную армию Тухачевский собирался модернизировать довольно оригинально. Так, например, он предлагал всего за год произвести от 50 до 100 тысяч танков (для сравнения — у Гитлера к началу войны было меньше 3 тысяч танков). Где размещать эту железную громаду, чем заправлять, как обслуживать, откуда взять сотни тысяч танкистов — все это оставалось за рамками «гениального проекта».

Сталин был кем угодно (деспотом, палачом, извергом), только не дураком. На докладные Тухачевского ложились резолюции: прожектерство, авантюризм, игра в цифири. Нужен ли был Иосифу Виссарионовичу в преддверии войны этот не в меру ретивый маршал-авантюрист с признаками прогрессирующего бонапартизма? Сталин решил — не нужен.

Маршал N 94

Тухачевский снят с должности начштаба РККА и отправлен командовать Приволжским округом. Через три дня после прибытия, 22 мая 1937 года, арест. Из маршальского вагона его переводят в тюремный и отправляют в Москву. С вокзала — на Лубянку, во внутреннюю тюрьму НКВД. Заключенному присваивается литерный номер 94. Даже тюремщики не должны были знать имени и звания своего подопечного. Несгибаемый и мужественный воин остается таковым чуть больше суток. На очных ставках отрицает все обвинения. Но уже 27 мая появляется заявление, полное самооговора и клеветы на ближайших соратников. Соратники в долгу не остаются. 11 июня 1937 года точку в этой карусели покаяний поставил расстрельный приговор. Карьера «красного Бонапарта» оборвалась в 40 лет.

Во все времена хождение во власть дорого обходилось известным военачальникам. Цезарь стал властелином мира и погиб под кинжалами заговорщиков. Поручик Бонапарт стал императором и кончил дни на острове Св. Елены (возможно, был отравлен). Генерал Пиночет расплачивается за чилийскую диктатуру судебными процессами по всему миру. Маршал Язов , участвовавший в ГКЧП, попал на нары. В тюрьме оказался и генерал Руцкой, несколько дней «руливший страной» из Белого дома. Исключением из правил выглядит, пожалуй, лишь самый знаменитый президент Франции, возродивший свою страну после войны, — генерал де Голль. Тот самый Шарль де Голль, который искренне возмущался недостойным выбором русского офицера Тухачевского.