Депутаты Госдумы предлагают принять поправки в законодательство, которые отменят наказание за отдельные случаи демонстрации свастики и подобной нацистской символики.
Запрет на использование и демонстрацию нацистской символики в любой форме был установлен федеральным законом от 19 мая 1995 года «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В принятом в 2002 году ФЗ о противодействии экстремистской деятельности эта формулировка немного смягчена: правонарушением признается только «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики».
По ч.1 ст. 20.3 КоАП за пропаганду либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики гражданам грозит штраф от одной тысячи до двух тысяч рублей либо арест до 15 суток, кроме того – конфискация предмета административного правонарушения. Для должностных и юридических лиц предусмотрен только штраф с конфискацией предмета правонарушения: для первых – от одной тысячи до четырех тысяч рублей, для вторых – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
«С демонстрацией свастики до сих пор есть правовая неопределенность, так как разные ведомства по-своему трактуют содержащиеся в законе понятия “пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики”, – говорит юрист Сергей Кормилицин. – Например, в законе “О противодействии экстремизму” (статья 1) говорится о “пропаганде И публичной демонстрации”. В то же время, в КоАП содержится понятие “пропаганда ЛИБО публичное демонстрирование”».
В каких случаях использование символики наказуемо, а в каких – нет?
По словам Кормилицина, Роскомнадзор при рассмотрении подобных дел руководствуется проводившейся лингвистической экспертизой закона «О противодействии экстремизму». «В ней эксперты сделали вывод, что наказание возможно только при совокупности пропаганды и публичной демонстрации. То есть, можно было сделать вывод, что сама по себе демонстрация (например, в историческом фильме) не является нарушением, но в совокупности с пропагандой уже является таковым», – поясняет юрист.
Роскомнадзор разъяснил свою позицию в отношении того, что не следует считать публичной демонстрацией нацистской символики в апреле 2015 года. По словам ведомства, публичное демонстрирование свастики и другой нацистской атрибутики или символики не является проявлением экстремизма, если не преследует целей пропаганды. Допустимым признается использование такой символики в исторических и научных целях.
Ранее Конституционный суд определил, что признаком экстремизма является демонстрация свастики и нацистской символики, которая явно или завуалированно противоречит «конституционным запретам возбуждения ненависти и вражды, разжигания розни и пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Наличие противоречия должно определяться в каждом конкретном случае в зависимости от формы и содержания информации, ее адресатов, целей, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы (например, если есть призыв к посягательству на конституционно охраняемые ценности).
В январе 2018 года Верховный суд РФ суд заявил, что «вывод, что оборот нацистских атрибутики и символики не направлен на их пропаганду, можно сделать только в том случае, если он совершен в целях, не связанных с ней, включая, в частности, научные исследования, художественное творчество, подготовку материалов, осуждающих нацизм или излагающих исторические события». Это решение было сделано по делу москвича Олега Воронцова – суд признал незаконной его попытку продать через интернет военный знак Третьего Рейха «За ранение», не закрыв изображенную на нем свастику».
Что на практике попадает под запрет?
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, которые приводит ТАСС, в последние годы значительно увеличилось число россиян, привлеченных к ответственности за демонстрирование нацистской символики. В 2008 году по ст. 20.3 КоАП были привлечены 54 человека, в 2013 году – 256, в 2015 году – 1183, в 2018 году – 1639.
По словам Кормилицина, «в зависимости от трактовки тем или иным ведомством понятия “пропаганда и публичная демонстрация нацистской символики”, могут возникать обсуждаемые в обществе ситуации, когда возбуждались дела из-за продажи в Детском мире солдатиков времен ВОВ или наказаний за лайк кадра со свастикой из какого-либо фильма».
Действительно, некоторые случаи привлечения к ответственности по ч. 1 ст.20.3 КоАП стали резонансными. В январе 2018 года Исакогорский районный суд Архангельска оштрафовал на одну тысячу рублей местного жителя Михаила Листова за размещение в социальной сети «ВКонтакте» фотографии Парада Победы 1945 года. Это был всемирно известный снимок фотокорреспондента ТАСС Евгения Халдея, на котором запечатлены советские солдаты с опущенными знаменами и штандартами фашистской Германии у подножия Мавзолея. Спустя месяц вышестоящий Архангельский областной суд отменил это решение, признав, что снимок представляет собой историческую память, а не пропаганду нацизма.
Также широко обсуждалось в прессе назначение Ленинским районным судом Ставрополя административного ареста студенту, который сделал репост записей с фотографиями из Музея Второй мировой войны в Польше.
В декабре 2018 года группа парламентариев во главе с заместителем председателя ГД Петром Толстым и председателями Комитета по культуре Еленой Ямпольской и Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василием Пискаревым внесла два законопроекта, которые должны уточнить нормы законов «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов» и «О противодействии экстремистской деятельности», а также ст. 20.3 КоАП РФ. Авторы инициативы заявили, что действующее законодательство позволяет запретить показ всех фильмов, в том числе военной хроники, а также книги, картины, фотографии и учебные пособия, в которых нацистская символика используется в контексте Великой Отечественной войны. Под запретом теоретически могут оказаться фильмы «Обыкновенный фашизм», «Семнадцать мгновений весны» и многие другие.
В каких случаях депутаты предлагают не наказывать за демонстрацию свастики?
В законопроектах предлагается разрешить демонстрировать нацистскую символику или атрибутику (а также сходную с ней символику или атрибутику до степени смешения) в произведениях науки, литературы, искусства, в СМИ, в учебных и просветительских целях образовательными организациями «при условии осуждения нацизма, формирования негативного отношения к идеологии нацизма и отсутствия признаков пропаганды или оправдания нацизма». Поправки в оба закона и КоАП Дума планирует рассмотреть в первом чтении в июне 2019 года.