Афганистан является «горячей точкой» на мировой карте уже в течение нескольких десятилетий. Клубок проблем и противоречий только растет, и кажется, что всякая новая попытка его распутать только множит число жертв.
Сегодня вопрос вывода войск из Афганистана становится столь же актуальным для США, каким четверть века назад он был для СССР.
Выход из тупика
К середине 1980-х годов стало ясно, что текущая политика СССР в отношении Афганистана заходит в тупик. Ограниченный контингент советских войск в ДРА совместно с местными правительственными силами не позволял моджахедам взять под свой контроль крупные города страны, однако полностью нейтрализовать вооруженные банды оппозиционеров был не в силах.
Моджахеды, в свою очередь, несмотря на щедрую финансовую подпитку и помощь вооружением со стороны США, Пакистана, Саудовской Аравии и других ближневосточных исламских монархий, были не в состоянии свергнуть просоветский режим в Кабуле.
С приходом в СССР к власти Михаила Горбачева было решено сделать ставку не на силовой вариант, который обходился нашей стране слишком дорого, а на политику национального примирения в Афганистане.
В конце 1986 года Бабрака Кармаля, возглавлявшего страну с 1979 года, на посту лидера Афганистана сменил Мохаммад Наджибулла.
Программа Наджибуллы предполагала прекращение боевых действий, переход к диалогу с вооруженной оппозицией, освобождение из тюрем тысяч бывших боевиков и противников режима.
Отвергнутое примирение
В начале 1987 года правительство Наджибуллы заявило об одностороннем прекращении огня, и предложило оппозиции обсудить вопрос создания правительства национального согласия.
Однако вооруженные оппозиционеры на совещании в пакистанском Пешаваре отвергли предложения правительства Афганистана, объявив о войне до победного конца.
Но если на уровне идеологов моджахедов инициативы Наджибуллы были отвергнуты, то на уровне рядовых бойцов они нашли понимание и поддержку. Тысячи бывших оппозиционеров складывали оружие и возвращались домой, десятки тысяч беженцев возвратились в страну.
Успехи Наджибуллы откровенно не радовали Запад, который активно подталкивал моджахедов к продолжению войны. Ввиду этого советским войскам, с начала 1987 года прекратившего наступательные боевые действия в Афганистане, пришлось принимать контмеры. В частности, в ноябре-декабре 1987 года была проведена масштабная операция «Магистраль» по разблокированию осажденного моджахедами города Хост.
Одновременно с этим начался политический диалог об урегулировании «афганского вопроса» на международном уровне.
В переговорах в Женеве принимали участие представители СССР, Афганистана, Пакистана и США.
В апреле 1988 года были подписаны документы об урегулировании, согласно которым советские войска должны покинуть территорию Афганистана, а США и Пакистан обязались полностью прекратить финансирование афганских мятежников.
15 мая 1988 года СССР приступил к выполнению своих обязательств. Что касается США и Пакистана, то поддержка ими афганских моджахедов фактически не прекратилась, а всего лишь стала поступать по другим каналам.
Впрочем, руководители Советского Союза, в особенности Михаил Горбачев, впавший в «опьянение дружбой» с Западом, предпочитали этого не замечать.
Уйти сложнее, чем прийти
Сам вывод войск превратился для советских подразделений в сложнейшую боевую задачу. Активность моджахедов после заключения соглашений о выводе советских войск не только не снизилась, а заметно возросла.
С мая 1988 года оппозиционеры стали устраивать регулярные ракетные обстрелы Кабула. Ранее разгромленные базы, склады и укрепрайоны оппозиции возводились вновь. Моджахеды блокировали магистрали, по которым должны были уходить советские войска, собираясь превратить прощание с Афганистаном в «путь смерти».
Тем не менее, в период с 15 мая по 15 августа 1988 года Афганистан покинули свыше 50 тысяч советских солдат, то есть половина всего Ограниченного контингента.
Остальным советским подразделениям пришлось вести активную военную работу, ликвидируя очаги сопротивления моджахедов и перехватывая караваны с оружием. По данным командующего 40-й армии генерал-полковника Бориса Громова, только за вторую половину 1988 года его подразделениям удалось перехватить 417 караванов с оружием для моджахедов, шедших из Пакистана и Ирана.
Если верить данным американской газеты «Вашингтон Пост», то в период вывода войск, то есть тогда, когда намерение СССР уйти из Афганистана было подтверждено документально, моджахедам было убито 523 советских солдата.
Впрочем, потери боевиков за тот же период исчислялись тысячами, ибо воевать советские солдаты умели очень хорошо.
Официально операция была завершена 15 февраля 1989 года, когда Мост Дружбы между СССР и Афганистаном перешли последние подразделения 40-й армии. В реальности последними Афганистан покинули части погранвойск КГБ СССР, проводившие специальные операции в приграничных районах по обеспечению безопасности советской территории.
Предательство
Как уже говорилось выше, США и Пакистан не рассматривали вывод войск как окончание войны в Афганистане.
Американцы и их союзники рассчитывали на быстрое падение режима Наджибуллы.
Однако, вопреки их ожиданиям, правительство Мохаммада Наджибуллы сумело стабилизировать ситуацию, отразив атаки моджахедов.
Более того, после ухода советских войск Наджибулла обрел более широкую поддержку различных слоев афганского общества, а его успешная политика национального примирения находила все больше и больше сторонников.
Возможно, Афганистан не погряз бы еще на два десятилетия в войне, если бы в этот момент Запад, и в первую очередь, США, взглянули бы на ситуацию трезво. Однако жгучее желание уничтожить «просоветский режим» заставляло американских «ястребов» продолжать подпитывать оппозиционеров.
Вряд ли в Америке кто-то осознавал, что в данный момент Соединенные Штаты копают яму сами себе.
Погубило политику Наджибуллы предательство, совершенное после падения СССР властями новой России. Борис Ельцин и его глава МИД Андрей Козырев, при которым внешняя политика РФ стала полностью подчиненной интересам США, вступили в закулисные переговоры с моджахедами, одновременно прекратив поставки вооружений, боеприпасов и топлива правительству Афганистана.
В то время, как афганскую оппозицию продолжали щедро спонсировать Пакистан, Саудовская Аравия и страны Запада, правительственные силы лишились ресурсов к сопротивлению. В результате в апреле 1992 года Кабул пал, и власть перешла к моджахедам.
Бесконечная война
Мохаммад Наджибулла укрылся в миссии ООН в Кабуле. Но с падением просоветского режима мир на афганскую землю не пришел. Вчерашние союзники по войне с «неверными», моджахеды учинили кровавую междуусобицу, оспаривая друг у друга власть. Искры этого конфликта достигли Средней Азии, обернувшись полномасштабной гражданской войной в Таджикистане.
Четырехлетний хаос в стране закончился тем, что к власти пришли наиболее радикальные исламисты из движения «Талибан», также созданного не без участия ЦРУ США. После захвата Кабула талибами в 1996 году Мохаммад Наджибулла был захвачен в миссии ООН и зверски убит. Установленный «Талибаном» в Афганистане режим заставил содрогнуться от ужаса даже самых яростных противников СССР из числа моджахедов, например, Ахмад Шаха Масуда, который для борьбы с талибами стал искать помощи у властей России.
В итоге США, в свое время усиленно разжигавшим пожар афганского конфликта, пришлось вводить в эту страну собственные войска, стремясь ценой жизней собственных солдат загнать обратно в бутылку выпущенного некогда воинственного джинна.
Стоит признать, что получается не слишком хорошо. Чем обернется вывод американских войск, покажет будущее. Ясно одно – решить проблему Афганистана быстро и легко невозможно.
Ближе всего к ее решению когда-то подступил доктор Наджибулла, однако политикам Запада, опьяненным «победой над Советами», не хватило ума это понять.