«Весёлая царица» Елизавета. Как «дщерь Петрова» подарила России величие

«Портрет императрицы Елизаветы Петровны», 1757. © / Commons.wikimedia.org

280 лет назад, в ночь на 6 декабря 1741 года, под сводами казарм Лейб-гвардии Преображенского полка прозвучали слова: «Ребята, вы знаете, чья я дочь. Меня хотят заточить в монастырь. Идите за мной!»

   
   

Так начался и очень скоро закончился очередной дворцовый переворот XVIII столетия. Переворот был бескровным, что в немалой степени способствовало последующему смягчению нравов. Инициатором переворота был дан обет в случае успеха никого не казнить смертью. Слово было сдержано. Именной императорский Указ от 17 мая 1744 года фактически отменил в России смертную казнь.

Подписала этот Указ императрица Елизавета. Дочь императора Петра Великого, на что она, собственно, и напирала в своём обращении к лейб-гвардии. Она провела на Российском престоле двадцать лет и один месяц. Считается, что именно эта формулировка — «провела на престоле» — описывает правление Елизаветы наиболее корректно.

Многие отечественные историки наотрез отказывают дочери Петра в сколько-нибудь заметных способностях к управлению огромной империей. Скажем, Николай Карамзин в своих «Записках о древней и новой России» утверждал: «Лекарь француз и несколько пьяных гренадеров возвели дочь Петрову на престол величайшей империи в мире с восклицаниями: “Гибель иноземцам! Честь россиянам!” Первые времена сего царствования ознаменовались нахальством славной лейбкомпании, возложением голубой ленты на малороссийского певчего и бедствием наших государственных благодетелей — Остермана и Миниха, вина которых состояла во мнении, что Елизавета, праздная, сластолюбивая, не могла хорошо управлять государством… Вообще, царствование Елизаветы не прославилось никакими блестящими деяниями ума государственного».

Представитель следующего поколения историков, Василий Ключевский, к личности Елизаветы и к результатам её правления относится примерно так же. Разве что чуть снисходительнее: «Ленивая и капризная, она пугалась всякой серьезной мысли, питая отвращение ко всякому деловому занятию. Карта Европы лежала перед ней в ее распоряжении, но она так редко на нее заглядывала, что до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухим путем. Елизавета была умная и добрая, но беспорядочная и своенравная русская барыня XVIII в., которую по русскому обычаю многие бранили при жизни и тоже по русскому обычаю все оплакали по смерти. С правления царевны Софьи никогда на Руси не жилось так легко, и ни одно царствование не оставляло по себе такого приятного воспоминания».

Неудивительно, что в результате самой ёмкой характеристикой царствования Елизаветы многие до сих пор считают строфу из чудесного юмористического стихотворного трактата Алексея Константиновича Толстого «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»:

Весёлая царица
Была Елисавет:
Поёт и веселится,
Порядка только нет.

   
   

Самое время подвести итог. Чего нет? Порядка, «деловых мыслей», «серьёзных занятий», и, главное, «блестящих деяний ума государственного». А что же есть? Гардероб в пятнадцать тысяч платьев, страсть к балам и маскарадам, многодневным охотам и вообще всякого рода развлечениям. А также чудовищный дефицит бюджета, который, как считают, и был вызван необдуманными тратами в погоне за роскошью и удовольствиями.

По какой-то загадочной причине даже самые умные и проницательные люди всерьёз полагают, что «блестящие деяния ума государственного» обязательно должны сопровождаться кровопролитием. В самом деле — кто успешный государь? Тот, кто ведёт масштабные и, желательно, успешные войны, присоединяет новые территории, посрамляет врагов и тем самым возвеличивает своё Отечество.

Спору нет, это всё бывает нужно. Более того — это действительно является необходимым условием для возвеличивания Отечества. Необходимым — да. Но достаточным ли?

А тут уже надо как следует подумать. Во времена Елизаветы Россия вошла в условный клуб Великих держав Европы. Но это величие было второсортным. Да, сильная армия. Да, флот. Да, завидный и надёжный торговый партнёр. А что ещё есть в этой загадочной северной стране? Чем может похвастать Россия? Писателями? Музыкантами? Композиторами? Учёными? Художниками? Драматургами? Философами?

Времена, когда наша страна удивит и поразит весь мир именами Толстого, Чайковского, Менделеева, Левитана, Чехова и Бердяева ещё наступят. Примерно через полтораста с гаком лет.

А во времена Елизаветы в этом плане Россия представляла собой пустыню, где не было вообще ничего. Однако, как известно, большая дорога начинается с малого шага. Именно при Елизавете, вернее, по её прихоти, Россия ступила на этот путь. Какими резонами руководствовалась «весёлая царица», не столь важно. Даже мотивация «хочу, чтоб было не хуже, чем у людей» тоже заслуживает внимания. Потому что шаги, если как следует посмотреть, были сделаны и не такие уж малые.

Основан Университет. Основана Академия художеств. Создаётся архитектурная школа, положившая начало архитектурному образованию в России. Учреждён Императорский театр.

Всё это — вещи на вырост. Они требуют больших вложений, пробивают в бюджете брешь здесь и сейчас, а отдачи приходится ждать очень и очень долго. Но при правильном подходе результат оправдает все, даже самые смелые ожидания.

Основы будущего культурного величия России были заложены как раз при Елизавете. И пора уже, наконец, привыкнуть делать в уме поправку насчёт «блестящих деяний ума государственного». Потому что вложения в науку и культуру не менее важны, чем в армию и промышленность.