XVIII век в российской политике был самым «женским»: три его четверти власть в империи находилась в руках дам. От этого периода остался потомкам длинный список мужчин-фаворитов: Бирон, Григорий Орлов, Григорий Потемкин, Платон Зубов и другие.
Тихоня при царице
Одни, помимо красоты, были наделены талантом к государственному управлению, другие имели лишь непомерную жадность и желание пристроить родственников на «хлебные места».
Алексей Григорьевич Разумовский не вписывается ни в одну категорию. Его можно назвать самым тихим фаворитом в истории русской монархии. Главный человек в жизни императрицы Елизаветы Петровны был необычайно скромен для «ночного императора». Такое прозвище ему дали придворные, которые, разумеется, не рисковали произносить его вслух при графе. Сам Разумовский, однако, знал о прозвище, но относился к нему с иронией. Его вообще было трудно вывести из равновесия.
Певчий с Черниговщины
Алеша Розум родился 20 марта 1709 года в семье днепровского казака Григория Яковлевича Розума и Натальи Демьяновны Демешко, живших в деревне Лемеши, находящейся на территории современной Черниговской области.
Как и другие мальчишки, Алеша с малых лет выступал в качестве пастушка. Помимо детских игр, проявлял он интерес к грамоте, которой его учил дьячок в селе Чемер.
Учитель обнаружил, что у мальчика очень хороший голос, и вскоре Алеша Розум пел на церковном клиросе
В 1731 году в Чемер приехал полковник Федор Вишневский. В столице искали певчих для придворного хора, и Вишневский посещал сельские церкви, втайне надеясь открыть большой талант.
В Чемере надежды полковника сбылись: он услышал роскошный бас Алексея Розума. Вишневский увез 22-летнего парня в Петербург. В придворном хоре признали, что полковник действительно обнаружил настоящий талант, Алексея Розума приняли в хор.
Сраженная наповал
Младшая дочь Петра Великого Елизавета была всего на несколько месяцев моложе Алексея. Но к 22 годам в любовных делах она была куда более искушенной. Фаворитов она, конечно, меняла не так часто, как впоследствии это будет делать Екатерина II, но и постоянством в любовных делах не отличалась.
Елизавету можно было понять: на брак по любви ей рассчитывать не приходилось. Отец рассматривал ее как средство заключения выгодного с политической точки зрения династического брака. После смерти Петра I аналогичным образом пытались устроить судьбу Елизаветы его бывшие сподвижники. Однако план не удался — в том числе и потому, что придворные ссорились между собой.
Увидев в придворном хоре новичка и услышав его голос, Елизавета была сражена. Ни о ком она больше не могла думать, кроме широкоплечего красавца Алеши.
Даже Екатерина II, впервые увидевшая Разумовского лет через пятнадцать после первой встречи Елизаветы Петровны с ним, писала, что Алексей Григорьевич был одним из красивейших мужчин, каких она встречала в жизни.
И вскоре Алексей оказался в покоях дочки Петра Великого.
«Дщерь Петрова» в объятиях пастуха
Самое удивительное, что это оказалось не легким увлечением, а по-настоящему сильным чувством. Причем для обоих: Елизавета Петровна в юности была весьма привлекательна, и молодой казак искренне влюбился в нее.
Елизавета на тот момент не была императрицей, поэтому быть ее фаворитом считалось опасным. Предшественника Алексея Разумовского, молодого офицера Алексея Шубина, императрица Анна Иоанновна сослала на Камчатку, где насильно заставила жениться на местной жительнице.
Но Алексея не тронули. Возможно, императрица сочла забавным, что «дщерь Петрова» делила ложе с бывшим пастухом.
Алексей потерял голос, но из хора его не выгнали, переведя на должность бандуриста. Затем Елизавета забрала его к себе, сделала управляющим двора цесаревны, а позднее — камер-юнкером.
После переворота 1741 года, когда Елизавета Петровна стала императрицей, милости на Разумовского посыпались как из рога изобилия.
Генерал-поручик, действительный камергер, кавалер ордена Андрея Первозванного, подполковник лейб-гвардии Конного полка, владелец поместий и тысяч крестьянских душ — для любимого Алеши Елизавета не жалела ничего.
Любящая жена
Разумовский, имевший влияние на императрицу, тут же был окружен вельможами, пытавшимися через него добиться своих целей.
Алексей Григорьевич, конечно, не имел за плечами престижных университетов, но такие комбинации были очевидны и ему. Поэтому многие просители получали от ворот поворот: докучать любимой прошениями Разумовский не хотел.
Вспыльчивая и эмоциональная Елизавета превращалась в кроткую и заботливую жену рядом с Алексеем. Его поселили во дворцовых покоях рядом с покоями императрицы, и на официальных приемах в присутствии послов он сидел рядом с Елизаветой Петровной.
Если же Алексей заболевал, императрица оставалась подле него, занимаясь даже государственными делами в спальне любимого.
Из всех русских фаворитов Разумовский ближе других подошел к статусу «муж императрицы».
Не исключено, что он таковым был и на деле. Есть версия, что Елизавета в 1742 году венчалась с Разумовским в одном из подмосковных сел.
Уже после воцарения Екатерины II, которая интересовалась тем, была ли связь между Елизаветой Петровной и Разумовским оформлена официально, Алексей Григорьевич в присутствии посланника Екатерины сжег некие бумаги. Возможно, речь шла о доказательствах того, что брак оформлен официально. Но Разумовский предпочел сохранить главную тайну своей жизни.
Вместе до смертного часа
Алексей Разумовский стал графом, генерал-фельдмаршалом, одним из богатейших людей России, однако оставался человеком скромным, не увлекающимся политическими интригами.
Благодаря Алексею, конечно, возвысился и весь род Разумовских, включая брата Кирилла, ради которого Елизавета Петровна восстановила упраздненное было гетманство.
Кирилл Григорьевич умеренностью брата не отличался, и самоуправство Разумовского-младшего императрице порой сильно не нравилось. Впрочем, это было очень далеко от того, что творил клан Зубовых на исходе эпохи Екатерины Великой.
Елизавета приближала к себе и других мужчин. С конца 1740-х годов большое влияние на императрицу стал оказывать Иван Шувалов. И все-таки Алексей Григорьевич оставался для нее самым близким человеком.
В декабре 1761 года умирающая Елизавета призвала к себе троих людей, с которыми она желала говорить в свои последние минуты: наследника престола Петра Федоровича, его жену Екатерину и Алексея Разумовского.
Уважаемый всеми
После смерти императрицы Разумовский покинул дворцовые покои, обосновавшись в подаренном ему Елизаветой Аничковом дворце.
К новому императору Петру III он относился скептически и ожидал, что монарх подвергнет его опале. Но Петр испытывал большое уважение к Разумовскому и часто бывал на празднествах, которые граф устраивал регулярно.
Удивительно, но теплые чувства к Разумовскому испытывала и Екатерина II, регулярно приезжая к нему в гости и с удовольствием принимая его во дворце.
Алексей Григорьевич Разумовский умер летом 1771 года, пережив Елизавету Петровну почти на десять лет.
Все его огромное состояние досталось брату, так как ни официальной жены, ни детей у него не было. «Ночной император» навсегда остался верен своей Елизавете.