Вашингтон не разрешает. Как Украина перестала быть ядерной державой

Билл Клинтон, Борис Ельцин и Леонид Кравчук после церемонии подписания Договора о выводе ядерного оружия с украинской территории. © / Александр Макаров / РИА Новости

5 декабря 1994 года в Будапеште президентами Украины, США и России, а также премьер-министром Великобритании был подписан «Меморандум о гарантиях безопасности в связи́ с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия».

   
   

Ядерный арсенал, поделенный на четверых

Этот документ, более известный как Будапештский меморандум, фактически завершил короткую, но довольно бурную историю Украины как ядерной державы. В декабре 1991 года представили России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской Пуще, документ, поставивший точку в истории Советского Союза. Президент США Джордж Буш-старший, которому отрапортовали о своем решении Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич, пережив первое мгновение восторга от победы в «холодной войне», тут же понял, что возникает новая большая проблема — ядерное наследство Советского Союза.

Арсенал в размере 10 200 ядерных боезарядов оказался в распоряжении четырех новых государств — России, Белоруссии, Казахстана и Украины.

1900 боезарядов Незалежной

Киеву достался второй по объему «ядерный приз» — 1900 боезарядов, 176 шахтных установок с межконтинентальными ракетами разных типов и 46 стратегических бомбардировщиков.

Это делало Украину третьей в мире державой по ядерной мощи — позади оказались даже Великобритания и Франция.

Украинские националисты, да и некоторые умеренные политики заявляли: ядерное оружие должно остаться на вооружении страны для «сдерживания России». Российское руководство в лице Бориса Ельцина вряд ли могло что-то возразить Киеву. Правда, ранее парламентарии Незалежной объявили страну безъядерным государством. Впрочем, тогда тем, кто принимал этот документ, и в голову не приходило, что ядерные боеголовки действительно окажутся у них в руках.

   
   

Пока шло обсуждение дальнейших решений, терять контроль над арсеналом бывшего СССР было нельзя. Военные вспоминали, что в декабре 1991 года, позвонив из Москвы в ракетную часть на территории Украины, можно было нарваться на отборные маты пьяной телефонистки. Чтобы избежать эксцессов, 21 декабря 1991 года Россия, Казахстан, Украина и Белоруссия подписали в Алма-Ате договор о совместных мерах по контролю над ядерным оружием. 30 декабря было подписано соглашение о необходимости создания Объединенного командования стратегическими силами бывшего СССР.

Но фактически такое командование создано не было. «Ядерный чемоданчик» от Михаила Горбачева перешел к Борису Ельцину, который, правда, дал обязательство не применять ядерное оружие без согласования с коллегами — президентами.

Большая проблема для Вашингтона

Если говорить честно, то судьба советского ядерного арсенала в этот момент оказалась в руках Вашингтона. Признай Белый дом Украину, Казахстан и Белоруссию ядерными державами, Москва бы покорно приняла такой поворот событий. Но в Соединенных Штатах в этот момент думали о том, что страшилки о похищении ядерной боеголовки террористами вот-вот станут явью. Джордж Буш заявил, что Россия, как правопреемница Советского Союза, должна распоряжаться всем его ядерным арсеналом. Остальным бывшим республикам СССР было предписано сдать оружие.

Меньше всего по этому поводу переживал Минск, располагавший «всего-то» 81 боезарядом. Казахстан, у которого было более 1400 боезарядов, тоже не стал упираться.

В США сразу поняли, что наибольшую проблему будет представлять Киев. Представитель Пентагона Джон Коннел потом вспоминал, что были сомнения в том, что Украина вообще будет сотрудничать.

Кравчук хотел свою «красную кнопку»

В январе 1992 года Украина подписала соглашение с Россией и США, согласно которому все заряды должны были быть вывезены на территорию РФ. Что касается шахт, стратегических бомбардировщиков и все инфраструктуры, то она должна была быть уничтожена на деньги США.

Но подписать — не значит выполнить. Возглавлявший Объединенные вооруженные силы СНГ Евгений Шапошников потом вспоминал: «Несмотря на то, что Украина подписала Лиссабонский протокол, который признавал Россию правопреемницей СССР в качестве ядерной державы, президент страны Леонид Кравчук не торопился объявлять об этом официально. Более того, он стремился выбить себе возможность осуществлять командование Стратегическими ядерными силами до их полного вывода с территории Украины».

В апреле 1992 года Кравчук своим указом включил в состав Вооруженных сил Украины 43-ю ракетную армию. Шаг вроде бы чисто формальный, но позволявший в любой момент вновь объявить ядерные боеголовки украинскими. Ситуация была взрывоопасной. Шапошникову, по его словам, приходилось хитрить: «Под моим командованием мы стали вывозить боеприпасы, проявляя военную хитрость и с определенным риском. Так, никогда не было практики вывозить ядерное оружие самолетами. А мы это сделали с Ефановым, командующим военно-транспортной авиацией. Последний эшелон вывели, когда Кравчук летел через океан на переговоры с президентом США. Эта работа была очень сложная, серьезная и деликатная».

Военные укладывают ядерные боеголовки в контейнеры для вывоза. Реализация подписанного в Минске соглашения глав государств СНГ о выводе ядерного оружия с территории Украины. Фото: РИА Новости/ Соловьев

На ядерные силы у Киева не было денег

Хождение по краю продолжалось долгие месяцы. Все это время в Киеве с надеждой смотрели в сторону Вашингтона: а вдруг там передумают? Но ни Бушу, ни сменившему его Биллу Клинтону не нужна была Украина в качестве ядерной державы.

Много лет спустя Леонид Кравчук, отбиваясь от обвинений в предательстве национальных интересов, назовет две главные причины, почему ядерное оружие было передано России. Во-первых, позиция Вашингтона, а во-вторых, отсутствие денег в казне на обслуживание арсенала.

В январе 1994 года Украина официально подтвердила свой безъядерный статус.

Что гарантировал Будапештский меморандум?

Подписанный в декабре 1994 года в Будапеште документ обязывал подписантов в обмен на сдачу Киевом ядерного арсенала «воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной целостности или политической независимости Украины», а также гарантировал, что «никакие вооружения никогда не будут применены против Украины, кроме как в целях самообороны или каким-либо иным образом в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций». Также в документе говорилось: «Российская Федерация, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии и Соединенные Штаты Америки подтверждают свое обязательство добиваться незамедлительных действий Совета Безопасности ООН по оказанию помощи Украине как государству-участнику Договора о нераспространении ядерного оружия, не обладающему ядерным оружием, в случае если Украина станет жертвой акта агрессии или объектом угрозы агрессии с применением ядерного оружия».

Надо сказать, что статус Будапештского меморандума являлся предметом спорта задолго до «украинского кризиса» 2014 года. Президент Украины Виктор Ющенко и вовсе заявлял о намерении отказаться от документа, вернув стране ядерный статус. Спор вокруг документа разгорелся весной 2014 года. Киев обвинил Москву в нарушении обязательств в связи с присоединением Крыма к России. Вашингтон и Лондон поддержали эти обвинения, правда, как-то неуверенно.

19 марта 2014 года Департамент информации и печати МИД России распространил комментарий, в котором говорилось: «В Будапештском меморандуме Россия, США и Великобритания обязались быть гарантами прав, присущих суверенитету Украины. Хотелось бы задаться вопросом, каким образом укладываются в эти гарантии неоднократно звучавшие со стороны ЕС и США во время беспорядков в Киеве угрозы применения санкций к руководству Украины? Что это, как не экономическое принуждение в отношении суверенного государства? Как относиться, например, к чуть ли не постоянному дежурству западных эмиссаров на „майдане“? Как квалифицировать заявления США и ЕС о том, что там уже не рассматривают в качестве легитимного партнера законно избранного главу государства, в отличие от новых руководителей, назначенных на площади в нарушение всех конституционных процедур? Все это — примеры того, как США и ЕС активно потворствовали государственному перевороту в Киеве, действуя против политической независимости и суверенитета Украины в нарушение обязательств по Будапештскому меморандуму».

Нет и не будет

Мнения сторон относительно того, было ли нарушение положений меморандума или нет, остается диаметрально противоположным.

На Украине, да и на Западе слышны голоса — если бы Киев сохранил ядерное оружие, то Крым остался бы в составе страны и конфликта на Донбассе не было бы. Правда, авторы не учитывают один нюанс — вряд ли бы Вашингтон поддержал «Евромайдан» с воинствующими нацистами в ядерной державе, прекрасно понимая, какими последствиями чреваты подобные игры.

Но еще важнее другое обстоятельство — в 1992 году Украине как ядерной державе решительное «нет» сказала не Москва, а Вашингтон. В Соединенных Штатах очень быстро поняли, с какой публикой имеют дело, поэтому сразу определились, что использовать украинских политиков в своих комбинациях можно, но давать им в руки «ядерную дубинку» нельзя ни в коем случае.

И все неоднократные заявления киевских политиков, звучащие с 2014 года, о возможном возобновлении ядерного статуса Украины натыкаются на позицию США. Вашингтон, решив эту проблему один раз, возвращаться к ней больше не хочет.