В Загребе загребать. Красивые мифы о происхождении названий городов

Загреб, церковь св. Марка. © / Alexander Klink / Commons.wikimedia.org

Топонимические легенды по-своему объясняют, как и почему был назван тот или иной географический объект, а иногда указывают на его вполне реальные отличительные черты. АиФ.ru подобрал красивые (хотя, скорее всего, и не имеющее отношения к реальности) версии происхождения названий городов.

   
   
Фото: www.globallookpress.com

Есть поверье, что село Домодедово в Московской области когда-то называлось Домоделовым, но зазвучало иначе, вероятно, по ошибке.

Говорят, ещё задолго до того, как село дало название городу, аэропорту и станции метро, в этой местности жили умелые домоделы — строители изб. Вот и поселение их стали именовать Домоделовым. Но уже при первом письменном упоминании оно было названо иначе: около 1401 года князь Владимир Храбрый в своём завещании вверил «Домодедово со всеми лугами» «жене своей, княгине Елене».

Что стало причиной перемены букв — остаётся неизвестным: то ли особенности устной речи, то ли чья-то оплошность. Хотя есть мнение, что домоделов и не было вовсе. А был первый поселенец, который построил дом, обзавёлся семьёй и, в конце концов, стал дедом. Потому он или его родственники и окрестили всю местность разом «дедовым домом».

Загадочное название Солóмбала носит исторический район Архангельска. По легенде, это необычное сочетание возникло благодаря Петру I, который когда-то устроил в этом местечке бал по случаю постройки первых кораблей для русского флота.

Поговаривают, будто бы государь накануне бального вечера поссорился со своей фавориткой Анной Ивановной Монс. Поэтому настроение у него испортилось, и происходящая вокруг феерия была совсем не в радость. Он сидел в одиночестве, задумавшись, не танцевал, а на все расспросы отвечал: «Ах! Солон мне этот бал!». Так безымянная деревенька и прослыла Соломбалой.

   
   

Но есть и немного иная версия. Легенда гласит, что несколько сотен лет назад это поселение было достаточно труднопроходимым и грязным. А гости праздничного бала изрядно пачкались и поскальзывались в ходе танцев. Поэтому был отдан приказ во избежание конфузов забросать грязь соломой. Откуда и могло возникнуть слово «Соломбала».

С именем Петра I связывают и наименование села Хренового в Воронежской области, где государь также пребывал по корабельным делам.

Дело было осенью, шли проливные дожди, и в одной из безымянных деревень государева карета напрочь села в дорожной грязи. На подмогу позвали местных мужиков. Толкали они, толкали карету, да не вытолкали. Пётр Первый сказал: «Хреновые у вас в селе мужики!» — взял и сам вытащил карету. А поселение так и стало Хреновым.

Не исключено, что мужики сами окрестили так эту местность. Пётр собирался нарубить здесь деревьев для постройки верфей и организовать на эту работу местных жителей. Однако они, явно ленясь и не желая работать, заявили: «Хреновый там лес!».

Но есть и ещё одна версия. Проезжая мимо этих мест, государь подивился количеству хрена, растущего в селении. «Вот так хреновое место!» — отметил Пётр, а слово это закрепилось в названии.

Необычная легенда есть и у белорусского города Гомель. Будто бы в старину здесь пролегал маршрут плотогонов, и сочетание слов, которое они выкрикивали друг другу, стало названием этой местности.

Гомель стоит на реке Сож — крупном притоке Днепра. По археологическим данным, ещё в древности эта река была удобным водным путём сообщения между славянскими племенами. Несмотря на то, что её русло изобиловало мелководными участками. Так вот, по легенде, перегонщики плотов, подбираясь к таким местам, предупреждали друг друга об опасности и громко кричали: «Го! Го! Мель!».

По другой версии, жители этого города имели странную привычку. Здороваясь с человеком, они ударяли его в плечо, что называлось «даць ў гомель» — дать в плечо. Потому и прослыли гомельчанами.

Загреб, фонтан Мандушевац. Фото: www.globallookpress.com

В центре хорватской столицы, Загреба, есть фонтан Мандушевац. По поверьям, история города началась именно с этого водного источника.

Согласно одной из версий, сотни лет назад уставший и измученный жаждой хорватский князь остановился у этого ручья. Неподалёку он увидел прекрасную девушку по имени Мáнда. Князь обратился к ней с просьбой подать ему воды: «Manda, dušo, zagrabi!» («Мáнда, душенька, загреби!»). Так город и родник обрели название.

Другая легенда гласит, будто бы у родника в жаркий день устроил привал хорватский полководец со своим отрядом. Остановившись, он воткнул в землю свой меч, и оттуда вдруг забил фонтан ледяной воды. Предводитель воскликнул: «Загребайте!». И воины, кто чем мог — шлемами, руками, — стали загребать родниковую воду. Здесь и был основан город.

Название же чешской Праги, согласно легенде, появилось благодаря мужчине, который мастерил порог своего дома.

Всё произошло тёплым летним вечером. Чешский князь вместе со своей женой стояли на стенах крепости и с высоты обозревали близлежащие земли. Вдруг княгиня заметила где-то вдали строящийся дом. Около него сидел мужчина и работал над порогом будущего строения. Жену князя внезапно озарила мысль основать в этих местах город и назвать его Прагой (от чешского «práh» — «порог»). Она хотела сделать его настолько красивым и великим, чтобы перед ним, как перед порогом замка склоняются принцы и герцоги, склонялись другие города мира.

Князь выполнил просьбу своей супруги, и появилась Прага.

По древним преданиям, в городе-государстве Сингапур когда-то обитало странное животное, которое помогало людям и которое никто никогда не видел. После первой встречи с ним человек и придумал название острова.

Загадочный Мерлайон (лат. «mer» — «море» и англ. «lion» — «лев») стоял на защите острова и его жителей: испепелял врагов, спасал островитян от наводнений. В то время остров ещё назывался Тамасеком, что означало «город у моря». Долгое время животное не попадалось людям на глаза. Но однажды на Тамасек из-за кораблекрушения попал малайский принц. Добравшись до берега, он стал исследовать местность и вдруг заметил странного зверя с головой льва и рыбьим хвостом. После этой встречи принц никак не мог выяснить, как же называется это чудное животное, и лишь один мудрец предположил, что это был лев.

Малайский принц был настолько поражён увиденным зверем, что решил переименовать остров в его честь. Так «город у моря» стал «городом льва» (от санскр. «sinha» — «лев» и «pura» — «город»).