В истории о гибели голландской девочки Анны Франк в годы Второй Мировой войны появилась новая версия. Группа исследователей убеждена, что им наконец удалось установить имя человека, предавшего Анну и ее семью.
Трагедия семьи, ставшая символом
Опубликованный в послевоенные годы дневник Анны Франк, который она вела в период, когда ее семья скрывалась от немцев, сегодня считается одним из наиболее ярких свидетельств, обличающих нацизм. Дневник Анны стал одним из объектов, включённых в регистр «Память мира» Списка всемирного наследия ЮНЕСКО.
В Амстердаме создан дом-музей Анны Франк — в том здании, где она скрывалась и писала свой дневник. Ее именем названы улицы городов в разных странах мира.
Анна родилась в Германии. Ее отец, отставной офицер Отто Франк, работал предпринимателем, мать, Эдит Холлендер Франк, была домохозяйкой. У Анны была старшая сестра Марго. После прихода к власти нацистов Франки, евреи по национальности, решили покинуть страну. Они осели в Нидерландах, где глава семейства получил должность управляющего акционерного общества «Опекта».
Отто, понимая, что гитлеровская экспансия может коснуться и Нидерландов, хотел вывезти семью в Америку, но не смог оформить необходимые документы. В мае 1940 года страна была оккупирована нацистами.
Франк приготовил запасной вариант — в доме на набережной Принсенграхт-263, где размещалась компания «Опекта», в пустующих офисах он устроил тайное убежище, вход в которое был скрыт шкафом с документами.
Два года в тайнике
6 июля 1942 года, ввиду нависшей угрозы депортации, Франки перебрались в убежище. К ним присоединился Герман ван Пельс с женой и сыном. Ранее ван Пельс успел распустить слух, что Франки сбежали в Швейцарию. Это должно было сбить гестапо со следа.
В своем укрытии они провели более двух лет. В своем дневнике в 1942 году Анна писала: «Наших еврейских знакомых арестовывают целыми группами. В гестапо с ними обращаются буквально не по-человечески: загоняют в вагоны для скота, чтобы увезти в Вестерборк, еврейский лагерь в Дренте. Мип говорила с человеком, которому удалось бежать оттуда. Он рассказал ужасные вещи! Заключенным почти не дают еды и питья. Воду из кранов подают всего на час в день, и на несколько тысяч людей там всего один умывальник и туалет. Спят все на полу вповалку: мужчины, женщины... Женщин и детей нередко обривают наголо. Бежать оттуда практически невозможно: заключенных узнают по обритым головам и еврейской внешности. Если в Голландии евреев держат в таких невыносимых условиях, то как же им приходиться в тех местах, куда их отсылают? Мы думаем, что большинство просто уничтожают. Английское радио говорит о газовых камерах, возможно, это самый быстрый из способов умерщвления».
Летом 1944 года у близких Анны появилась надежда на спасение. Англо-американские войска высадились в Нормандии, а Красная Армия, разгромив группировку вермахта в Белоруссии, вступила на польскую землю.
И в этот самый момент, когда исход войны уже был предопределен, скрывавшихся от нацистов евреев предали.
Арест и смерть
4 августа 1944 года в дом на Принсенграхт-263 пришли голландские полицейские и сотрудники гестапо во главе с немецким офицером Карлом Зильбербауэром. Все обитатели убежища, а также те, кто помогал им, были арестованы.
Зибельбауэр был единственным немцем, участвовавшем в аресте Анны Франк. Все остальное сделали добропорядочные голландцы.
После четырех дней в тюрьме обитателей убежища отправили в концлагерь Вестерборк, где определили на самые тяжелые работы. 3 сентября 1944 года Анну, членов ее семьи и их друзей отправили в Освенцим. Это был последний эшелон, увозивший в «лагерь смерти» голландских евреев.
30 октября 1944 года Анну с ее сестрой Марго отправили в лагерь Берген-Бельзен. Территория, которую контролировали гитлеровцы, уменьшалась, и в этот лагерь свозили узников тех концлагерей, которые вот-вот могли быть освобождены солдатами антигитлеровской коалиции.
В феврале 1945 года обе сестры Франк погибли от сыпного тифа. Из восьми обитателей убежища на Принсенграхт-263 войну пережил только Отто Франк. 27 января 1945 года он стал одним из узников Освенцима, освобожденных Красной Армией.
«Надежный источник»
Зильбербауэр, арестовавший Анну Франк, после войны работал в Федеральной разведывательной службе Германии. В 1963 году его обнаружил известный охотник за нацистами Симон Визенталь. В тот момент бывший сотрудник гестапо трудился инспектором уголовной полиции Австрии.
Зильбербауэр признал, что именно он арестовывал обитателей убежища, однако никаких обвинений ему предъявлено не было. Отто Франк, приглашенный на разбирательства, заявил, что считает виновным предателя, а не исполнителя из гестапо. В итоге Зильбербауэра не только отпустили, но и восстановили в должности в полиции, переведя, правда, на канцелярскую работу.
Зибельбауэр в своих показаниях утверждал, что приказ о задержании евреев получил от своего начальника Юлиуса Деттмана. Тот ссылался на некий «надежный источник». Показания Деттмана получить было невозможно — он покончил с собой после поражения нацистов.
В разное время выдвигались различные версии о том, кто именно предал Анну и ее близких.
Кандидаты в Иуды
Заведующий склада «Опекты» Виллем ван Маарен находился под подозрением в течение четверти века, но доказать его вину не удалось. Сам Отто Франк считал ван Маарена человеком вороватым и нечистым на руку, однако был уверен, что в гестапо не доносил.
Голландский нацист Тонни Алерс, наоборот, в течение долгих лет после того, как история Анны Франк стала всемирно известной, настаивал на том, что именно он был предателем. После войны Алерса преследовали за коллаборационизм, однако наказали его все лишь ограничением избирательных прав. По некоторым данным, еще в 1941 году Алекс вымогал у Франка взятку за то, чтобы не отправлять оказавшийся у него в руках донос на мужчину. Получив желаемое, нацист от Франка отстал. Все это, однако, происходило еще до перехода Франков в их тайное убежище.
Известно, что Алекс действительно доносил в гестапо на скрывающихся евреев, но он, по-видимому, ничего не знал о том, где скрывались Франки. Его погоня за геростратовой славой продолжалась до самой смерти, однако большинство исследователей считают, что Алерс к случившемуся отношения не имел.
700 жертв Анны ван Дейк
Одна только история Анны Франк потрясает тем, какое количество голландцев сотрудничало с гестапо. Франки были буквально окружены «стукачами», в том числе собственными соплеменниками. Таковой, например, была еврейка Анна ван Дейк, которая, будучи арестованной нацистами, дала согласие работать в качестве провокатора. Под видом члена движения Сопротивления втиралась в доверие к евреям и предлагала помощь в поиске убежища и получении фальшивых документов. Среди тех, кого выдала Анна ван Дейк, был ее собственный брат и его семья. Всего же жертвами ее предательства стали около 700 человек.
После войны ван Дейк судили и приговорили к смертной казни. По одной из версий, Франки могли стать жертвами ее предательства.
Однако сейчас группа экспертов под руководством экс-сотрудника ФБР Винса Пэнкоука пришла к выводу, что в этом океане подонков им удалось найти нужного.
Чужие жизни в обмен на свою: как голландский нотариус торговал с гестапо
Речь идет о еврейском нотариусе Арнольде ван дер Берге, члене юденрата Амстердама.
Юденратами назывались органы еврейского самоуправления, создававшиеся немцами на оккупированных территориях для организации жизни евреев до их уничтожения или отправки в концлагеря.
Сами члены амстердамского юденрата утверждали, что они пытались помочь людям, однако критики считают, что речь идет о коллаборационистской деятельности с целью прекращения всякого сопротивления. Фактически юденрат обеспечивал немцам спокойное и безропотное подчинение евреев своей судьбе. В обмен на это гитлеровцы не трогали членов юденрата и их близких.
Юденрат Амстердама просуществовал до 1943 года, после чего его члены, включая двух руководителей, Авраама Ашера и Дэвида Коэна, были отправлены в гетто Терезиенштадт на территории Австрии.
Оба пережили войну и вернулись в Голландию, где их обвиняли в коллаборационизме. Однако власти в итоге свои обвинения сняли, а вот еврейская община провела свой процесс, посчитав вину доказанной. Оба руководителя юденрата превратились в изгоев.
Группа исследователей обратила внимание на то, что ван дер Берг оказался единственным членом юденрата, который не был выслан немцами из Амстердама. При этом ван дер Берг располагал информацией о тайных убежищах евреев в городе и выдавал их в обмен на неприкосновенность собственной семьи.
«Когда он лишился всех средств защиты, ему пришлось предоставить нацистам ценную информацию, чтобы те оставили его и его жену в покое», — заявил Винс Панкоук.
В числе тех, кого нотариус сдал, чтобы спасти свою жизнь, оказалась и семья Анны Франк, считают исследователи.
После войны Арнольд ван дер Берг продолжал жить в Амстердаме, где и умер в 1950 году. Исследователям удалось найти записку, адресованную в послевоенное время Отто Франку, в которой указывалось на ван дер Берга как на предателя.
По версии Винса Панкоука, отец Анны Франк сознательно не стал обнародовать его имя, дабы не давать лишний повод для антисемитской пропаганды.