Над вопросом создания справедливого общества мыслители ломали головы с древних времен.
Читайте также: Что такое утопия?
Свои условные модели общества социального равенства предлагали такие мыслители, как англичанин Томас Мор в книге «Утопия» и итальянец Томаззо Кампанелла в работе «Город Солнца».
С установлением господства капиталистических отношений в Европе запрос на альтернативную социальную модель стал расти стремительно.
В начале XIX века европейские мыслители вплотную начинают заниматься программой создания общества на принципах социализма.
Предтечами Маркса и Энгельса были интеллектуалы, которые полагали, что построение социалистического общества возможно ненасильственным путем, за счет воспитания, образования и пропаганды.
В истории эти концепции были объединены под термином «утопический социализм», а их разработчики известны как социалисты-утописты.
Кем же были эти люди и каким они представляли себе справедливое общество?
Анри Сен-Симон: Справедливость через промышленность
Французский философ Анри Сен-Симон был отпрыском знатного рода, который, однако, очень быстро разошелся во взглядах с родственниками. Тринадцати лет от роду он оказался в тюрьме, куда его отправил собственный отец — причиной было нежелание юноши говеть и причащаться.
Молодой Сен-Симон успел поучаствовать войне за независимость североамериканских колоний, в годы французской революции нажить солидное состояние за счет спекуляции, а затем решил посвятить жизнь науке.
Главными произведениями Сен-Симона стали «Письма женевского жителя к своим современникам», «Катехизис индустриалов» и «Новое христианство».
Сен-Симон полагал, что история — это процесс перехода от одной формации к другой под воздействием роста знаний и развития экономики.
Как полагал философ, будущее принадлежит крупному индустриальному производству и промышленному классу, к которому Сен-Симон причислял рабочих, ученых и предпринимателей.
По мнению Сен-Симона, справедливым будет общество, в основу которого положен принцип «от каждого по способности, каждому по его делам».
Залогом прогресса по Сен-Симону является всеобщее образование с уклоном в получение «общеполезных сведений, относящихся к промышленности», а также развитие духовных качеств людей.
Особенность Сен-Симона заключается в том, что он был абсолютным теоретиком, который лишь намечал пути развития, не занимаясь глубокой проработкой вопросов.
Шарль Фурье: Радость труда и жизнь в «фаланстерах»
Француз Шарль Фурье, современник Сен-Симона, был выходцем из купеческой среды. После смерти отца Шарль, более тянувшийся книгам, вынужден был пойти по стопам родителя, занявшись торговлей.
Он начинал приказчиком, а на пике своей карьеры стал владельцем магазина колониальных товаров. Но в период французской революции магазин был разграблен, а сам Фурье едва не лишился жизни.
В 1808 году Фурье издает книгу «Теория четырёх движений и всеобщих судеб», с которой начинается его работа над собственной концепцией общественного устройства.
Фурье вывел закон «социального притяжения», согласно которому создание справедливого общества требует максимального вовлечение населения в совместный производительный труд, которому необходимо придать привлекательный характер, сходный с игрой.
Придание труду привлекательного характера философ предполагал обеспечить разнообразием — переходами от одного занятия к другому в рамках производительно-потребительных ассоциаций, объединяющих по 1500-1800 человек. Фурье называл данные объединения «фалангами». Они должны были существовать на земельных участках около одной квадратной мили с центром в виде жилища — «фаланстера».
«Фаланстеры» должны были быть оборудованы всем, что способствовало бы развитию гармоничной личности — от бытовых удобств до библиотек, театров и обсерваторий.
Работы Фурье могли содержать как трезвые мысли об экономическом устройстве общества, так и далекие от всякой реальности космогонические теории.
«Фурьеризм» привлек достаточно большое количество приверженцев, которым, однако, не удалось претворить идеи Фурье в жизнь. Относительно успешным можно считать проект французского фабриканта Жана-Батиста Андре Годэна, который в начале 1860-х годов создал благоустроенный жилой комплекс для семей работников своего предприятия, включавший парк, школу, детский сад-ясли, бассейн с подогревом воды, театр и библиотеку, назвав его «Фамилистер».
Внутри «фамилистера», где поселился и сам Годэн, не существовало полного обобществления быта и семьи, однако вопросами удовлетворения материальных, спортивных, образовательных потребностей занимались выборные комитеты.
«Фамилистер» оказался успешным проектом, просуществовавшим десятилетия после смерти Годэна. Однако это скорее был проект успешного предприятия с широкой социальной составляющей, нежели модель нового общества.
Роберт Оуэн: Чудо на фабрике и провал «Новой гармонии»
Как и Шарль Фурье, англичанин Роберт Оуэн был сыном предпринимателя. Прослужив несколько лет сначала учеником, а затем приказчиком, Оуэн стал интересоваться идеями более справедливого общественного устройства.
Одновременно он преуспевал в бизнесе — Оуэну было немногим более 20 лет, когда он стал сначала управляющим, а затем совладельцем хлопковой мануфактуры.
Женившись на дочери богатого владельца текстильной фабрики в поселке Нью-Ланаркблиз Глазго, Оуэн в качестве одного из совладельцев предприятия готовил масштабный социальный эксперимент.
В его основе была мысль о том, что забота о рабочих и улучшение условий их жизни, отвечает интересам работодателя.
Разработанную им систему «патроната», Оуэн теоретически обосновал в сочинении «Опыты о формировании человеческого характера».
В Нью-Ланарке Оуэн стал создавать идеальную промышленную общину, которая должна была обеспечить высокий социальный уровень жизни рабочих при высоких доходах владельцев.
Он запретил прием на работу детей до 10 лет, сократил рабочий день до 10 с половиной часов, основал школу маленьких детей рабочих, включавшую ясли, детский сад и площадку для игр, начальную школу для детей 6-10 лет, а также вечернюю школу для подростков. Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.
Для своего времени предоставление таких благ, равно как и отказ от использования труда детей младше 10 лет, были революционным шагом.
Коммерческий успех предприятия Оуэна превратил его в европейскую сенсацию. За передовым опытом приезжали из многих стран.
Однако попытки Оуэна перестроить жизнь во всей Англии на новых принципах у современников понимания не нашла. В 1825 году он основал в США коммуну «Новая гармония», которая должна была жить по выработанным им принципам уравнительного коммунизма. Однако проект кончился полным крахом спустя четыре года — то, что работало в масштабе одной фабрики, оказалось неэффективным в условиях коммуны, где Оуэн, к своему разочарованию, столкнулся с тем, что собственнические инстинкты человека перестроить сложнее, нежели отношения между рабочим и работодателем.
Джордж Рипли: Коммуны не вышло, получилась энциклопедия
Идеи Сен-Симона, Фурье и Оуэна находили довольно большое количество последователей, которые пытались реализовать их на практике. В Соединенных Штатах был предприняты многочисленные попытки формирования коммун на принципах «фурьеризма» и «сенсимонизма».
В 1841 году бывший американский священник Джордж Рипли вместе с женой решили создать экспериментальную коммуну близ Бостона. Коммуна «Брукфарм» объединила представителей интеллигенции, фермеров и рабочих, которые на территории площадью 80 гектаров планировали создать общество на принципах кооперации вместо конкуренции.
Коммуна гарантировала каждому участнику жилое помещение, средства к жизни, бесплатное образование и медицинскую помощь. Рабочий день в коммуне (в полях или мастерских) длился 10 часов, а свой досуг члены коммуны посвящали самообразованию, занятиям наукой, литературой, музыкой, играм и танцам.
Проект просуществовал около пяти лет, но в 1846 году распался после крупного пожара. Проблема, однако, была не в пожаре — как и в случае «Новой гармонии» Оуэна, принципы коммуны вступили в противоречие с менталитетом ее членов, которые оказались неспособны следовать высоким постулатам.
Рипли, оставшись верным своим взглядам, впоследствии сосредоточился на литературно-энциклопедическом поприще, став соредактором «Новой американской циклопедии». Одним из авторов статей для нее был Карл Маркс.
Этьен Кабе: «Икария» мечты отвергла своего создателя
Сын французского рабочего Этьен Кабе сумел пойти дальше своего отца — получив хорошее образование, он стал адвокатом. Однако в бушующей Франции первой половины XIX века стандартной адвокатской практике Кабе предпочел политику.
Очень скоро подвергнувшись политическим преследованиям за свои радикальные взгляды, Кабе бежал в Англию, где в 1840 году изложил свое видение нового общество в работе «Путешествие в Икарию».
Она была построена в виде путевых заметок некоего английского лорда, побывавшего в фантастической стране Икарии.
Икарийцы, пришедшие к выводу, что социальный строй несовершенен, произвели у себя государственный переворот и выбрали диктатором Икара для постепенного, в течение пятидесяти лет, проведения в жизнь коммунистического идеала.
Территория Икарии принадлежит всем гражданам. Всё движимое имущество нации, вместе с произведениями промышленности и земледелия, составляет один капитал, которым народ, через своих избранников, распоряжается как своей нераздельной собственностью. Труд в Икарии является обязательным и длится около 6–7 часов для взрослых граждан, причём работа выбирается каждым сообразно его способностям, но, раз избранная, делается навсегда его специальностью. Труд столь приятен, что от него никто не уклоняется; машины исполняют более тяжёлые и грязные работы. Основной принцип: «От каждого по его силам, каждому по его потребностям». Решения правительства оказываются всегда благодетельными для народа.
Несмотря на то, что Кабе излагал свои идеи менее научным языком, нежели другие утописты, он собрал вокруг себя немало последователей, и вместе с ними в 1847 году основал на приобретенных в Техасе землях «икарийскую» коммуну.
Всего через несколько месяцев Кабе едва не оказался под следствием из-за обвинений со стороны единомышленников в мошенничестве.
Кабе удалось оправдаться, но новые попытки построения «Икарии» также продолжались относительно недолго и терпели неудачу. К проблемам других колоний в данном случае добавилось стремление самого Кабе к сосредоточению власти в своих руках. Соратники напоминали ему, что это идет вразрез с его же собственными идеями. В 1856 году Кабе был изгнан из коммуны, и вскоре умер. Вслед за этим распалась и сама «Икария».