Унижение в Энзели. Как Красный флот победил гордых британцев

Мэрия города Энзели. © / Commons.wikimedia.org

Российско-британские отношения всегда были сложными. В XIX веке союз на почве борьбы с Наполеоном сменился затяжным охлаждением, обернувшимся Крымской войной. Борьба за влияние в Азии, известная как «Большая игра», также ставила стороны на грань военного конфликта.

   
   

Уплывшая эскадра

В Первую мировую войну Британия и Россия вступали как союзники по Антанте, однако Октябрьская революция вновь превратила страны во врагов. Лондон в Гражданской войне поддерживал антибольшевистские силы, но больше думал о личной выгоде. Британцы были не прочь расширить свое влияние и закрепиться в Средней Азии и в Закавказье, прибрав к руками азербайджанские нефтепромыслы. 

Большевики, однако, оказались не лыком шиты. Разгромив белогвардейцев, они сумели установить советскую власть на землях бывшей империи. 

В апреле 1920 года в Баку была провозглашена Азербайджанская ССР. Британцы, шипя от злости, уходили вместе с белогвардейцами и местными националистами, ставка на которых оказалась битой. Уходя, белогвардейцы прихватили с собой военные корабли Каспийской флотилии. Все они встали на якорь в иранском порту Энзели, где располагался британский военный контингент. 

Власти Ирана объявили об интернировании судов в соответствии с международными нормами. Речь шла как минимум о 29 кораблях, включая 10 вспомогательных крейсеров, плавбазу торпедных катеров, 4 торпедных катера, авиатранспорт, вспомогательные суда и транспорты с оружием и боеприпасами. 

Мстительный Раскольников

С одной стороны, все это могло быть использовано для новых военных операций против большевиков на Каспии. С другой  британцы просто могли присвоить себе русское имущество. 

   
   

Ни тот, ни другой варианты категорически не устраивали РСФСР и Азербайджанскую ССР. Поэтому решено было вернуть добро.

Но в Энзели, как уже говорилось, базировались англичане, прямое столкновение с которыми грозило спровоцировать полномасштабную войну Британии и Советской России. 

Тогда было решено, что отбивать корабли пойдет Красный флот Азербайджанской ССР. В нем к тому времени состояли два корабля — ушедшие от белых вспомогательный крейсер «Австралия» и посыльное судно «Часовой». Зато была полноценная Волжско-Каспийская флотилия РСФСР, которой и предстояло сыграть роль Красного флота Азербайджана.

Командовал флотилией Федор Раскольников, в 1918 году являвшийся заместителем Троцкого по морским делам и руководивший затоплением кораблей Черноморского флота для предотвращения их передачи Германии. У Раскольникова был личный счет к англичанам — в декабре 1918 года он был взят ими в плен во время похода советских миноносцев «Автроил» и «Спартак» на Таллин. Почти полгода большевик просидел Брикстонской тюрьме Лондона, после чего его обменяли на арестованных в РСФСР британцев.

Фёдор Раскольников с братом Александром. Фото: Commons.wikimedia.org

По примеру Степки Разина

Раскольников был предупрежден — в Энзели он должен действовать исключительно от своего имени. Ну, такой вот «бакинский батька Махно», решивший совершить налет на иранское побережье. Командующего флотилией подобный статус не беспокоил, уж больно хотелось отплатить британцам за их лондонское «гостеприимство». 

Итак, в мае 1918 года на Энзели двинулся Красный флот Азербайджанской ССР в составе 2 вспомогательных крейсеров, 4 эсминцев, 2 канонерских лодок, 2 сторожевых катеров, 1 тральщика, 3 транспортов. В распоряжении находилось около 2000 десантников. Кроме того, по суше из Ленкорани в Энзели отправился кавалерийский дивизион, который должен был оказывать поддержку десанту.

Маршрут вообще-то был не нов — еще Степан Разин водил своих казаков-разбойников в «поход за зипунами» во владения персидского шаха. 

Но одно дело лихой налет на персидских купцов, и совсем другое — нападание на британские войска. 

Гарнизон Энзели состоял из моряков британского флота и частей 51-й английской пехотной дивизии, всего около 2000 солдат и матросов, с полевой артиллерией, бронеавтомобилями и авиацией. Помимо этого, гарнизоны находились и в других близлежащих городах. Вход в бухту прикрывался плавучей артиллерийской батареей. Ко всему прочему, в Энзели было сосредоточено до 5000 отступивших после поражения белогвардейцев. 

«Капитан Джек Воробей» Раскольников привел свою «пиратскую» эскадру к Энзели рано утром 18 мая 1920 года. Британцы, не ожидавшие какого-либо нападения, в буквальном смысле проспали большевиков. Корабли рассредоточились — одни должны были отвлекать на себя внимание, обстреливая побережье, другие готовились к высадке десанта.

«Стреляйте по самому красивому зданию!»

Вспомогательный крейсер «Роза Люксембург» готовился начать обстрел вражеского штаба. Проблема была в одном — никто не знал, где этот штаб находится. «Британцы в трущобах жить не будут, скорее всего, их штаб находится в самом красивом здании», — решил Раскольников. Рассмотрев на берегу самое симпатичное, на его взгляд, архитектурное сооружение, командующий флотилией приказал открыть огонь. 

Артиллеристы у красных были отменные, поэтому снаряд калибра 130 мм точно накрыл цель. Самое невероятно заключается в том, что рассуждения командира красных оказались абсолютно верными — под обстрел действительно попал штаб британского гарнизона. Местные жители, недолюбливавшие англичан, потом еще долго смаковали рассказы о том, как английские офицеры выбегали на улицы в нижнем белье и с округлившимися от ужаса глазами. 

Усугубила ситуацию британская надменность — в Энзели они продолжали жить по своему времени. И если на часах красных было около половины восьмого утра, то у англичан — половина шестого. Естественно, что они в этот момент с наслаждением досматривали утренние сны и к бою не были готовы совершенно. 

Тем временем на берег уже стал высаживаться десант. Британцы пытались организовать сопротивление, но при этом до конца не понимали, кто именно атакует и что им надо

Парламентер с панталонами

Около 9 утра к красным отправили катер с парламентером. Однако белого флага над ним было не видно, и с «Австралии» дали залп. Катер уцелел, но повернул к берегу. Спустя час англичане повторили попытку. На сей раз белое полотнище сложно было не заметить, хотя до сих пор непонятно, что использовали в качестве флага. Щадящая британское достоинство версия гласит, что это была простыня, но некоторые свидетели уверяли — белый флаг представлял из себя женские панталоны. 

Лейтенант Джон Крисли спросил, кому они обязаны столь яркой иллюминацией и чего хотят визитеры. Раскольников заявил, что действует лично и хочет вернуть похищенное белогвардейцами имущество. Для этого он предлагает британском гарнизону немедленно очистить Энзели и удалиться, дабы не мешать благородному делу. 

Крисли заметил, что столь серьезные вопросы нельзя решить за пять минут, и попросил перемирия. Раскольников согласился, но дал понять, что подхода британских резервов не допустит. К тому же по Энзели уже пополз слух, что к городу подходит кавалерия красных. В данном случае слух был абсолютно верен — кавалерийский дивизион перерезал коммуникации, ведущие к городу. 

Первыми из Энзели побежали белогвардейцы, посчитавшие, что англичане, может быть, и договорятся с большевиками, а вот им точно не поздоровится.

Абсолютная победа

Командующий британскими силами генерал Чемпейн пытался связаться с верховным комиссаром Месопотамии сэром Перси Коксом, дабы получить инструкции, как действовать в такой ситуации. Не получив ответа к часу дня, генерал известил Раскольников — британцы покинут Энзели, если им дадут уйти с оружием. Командующий эскадрой согласился, поскольку это никак не препятствовало выполнению главной цели. 

К вечеру англичане ушли в город Решт. А местное население стало вывешивать красные флаги — еще бы, ведь эти большевики так красиво сбили спесь с чопорных британцев! 

Раскольников тем временем отдал приказ готовить отбитые корабли к возвращению в Баку. В столицу Азербайджанской ССР были приведены вспомогательные крейсера «Президент Крюгер», «Америка», «Европа», «Африка», «Дмитрий Донской», «Азия», «Слава», «Милютин», «Опыт» и «Меркурий», плавбаза торпедных катеров «Орленок», авиатранспорт «Волга» с четырьмя гидропланами, четыре английских торпедных катера, десять транспортов. Кроме того, трофеями стали 50 орудий, 20 тысяч снарядов, 20 радиостанций, 160 тысяч пудов хлопка, 25 тысяч пудов рельсов, 500 тысяч пудов меди, а также различные приятные мелочи.

В ходе операции красные потеряли одного человека убитым, еще десять получили ранения.

Руководитель Энзелийской операции Федор Раскольников. Фото: Commons.wikimedia.org

Герой Энзели закончил жизнь во французской психбольнице

23 мая 1920 года представитель РСФСР известил иранскую сторону, что Раскольников действовал без ведома советского правительства. В Иране, впрочем, особенно не возмущались. Во-первых «пираты» Раскольникова забрали только свое (и, возможно, часть английского), а иранское имущество не тронули. Больше того, Ирану перешли находившиеся в Энзели помещения располагавшегося здесь русского торгпредства. 

Англичане решили сделать вид, что ничего не произошло, хотя над ними потешался весь Иран. 

Руководитель Энзелийской операции Федор Раскольников в 1920-1921 годах командовал Балтийским флотом, а затем перешел на дипломатическую работу. Он занимал должности полпреда РСФСР и СССР в Афганистане, Эстонии, Дании. В 1938 году, будучи полпредом в Болгарии, Раскольников, опасаясь стать жертвой репрессий, решил остаться за границей. Вскоре он опубликовал в эмигрантской прессе письмо с критикой сталинского режима. 17 июля 1939 года Верховный Суд СССР объявил Федора Раскольникова вне закона. 

В августе 1939 года Раскольников, находившийся во Франции, впал в реактивный психоз и был помещен в психиатрическую клинику в Ницце. 12 сентября 1939 года он скончался. По утверждению вдовы Раскольникова, причиной его смерти стала пневмония. В 1960-х годах Федор Раскольников был посмертно реабилитирован.