Тюрьма вместо стадиона. Как Англия объявила войну футбольным хулиганам

Футбольные хулиганы на стадионе «Хиллсборо» в 1989 году. © / Кадр youtube.com

Футбол и поножовщина

Английские футбольные хулиганы, ныне представленные в Европе как жертвы «российских погромщиков», являются родоначальниками такого явления, как «околофутбол». Зародившись в современной форме в конце 1950-х годов, субкультура английского футбольного хулиганства достигла своего пика к середине 1980-х годов.

   
   

Благодаря англичанам, это явление, как зараза, стало проникать в другие страны и стремительно пускать там свои корни.

В первой половине 1980-х годов английские футбольные клубы задавали тон в Европе. Но вместе с этим поход на футбол в Англии стал смертельно опасен. Один из экспертов по безопасности описывал это так: во время стычек на трибунах виднелись отблески, которые непосвящённые принимали за вспышки фотоаппаратов, но на самом деле это были лезвия ножей.

Гибель людей во время стычек футбольных хулиганов стала обыденностью, а попытки обуздать бесчинства были тщетными.

Катастрофа на «Эйзеле»

Поворотным пунктом стала трагедия, произошедшая 29 мая 1985 года на стадионе «Эйзель» в Брюсселе во время финала Кубка европейских чемпионов между итальянским «Ювентусом» и английским «Ливерпулем».

Фанатов двух клубов разместили на секторах рядом друг с другом, разделив их лишь временным ограждением и заслоном из небольшого числа полицейских. Ещё перед стартовым свистком «ультрас» стали обмениваться оскорблениями, угрозами, пустили в ход пиротехнику.

С началом матча итальянцы и англичане стали бросать друг в друга камни, которых на старой футбольной арене оказалось очень много. Затем группа фанатов «Ливерпуля» попыталась проникнуть на сектор итальянцев. Фанаты «Ювентуса» попытались убежать, перебравшись через стену стадиона. Многим это удалось, но стена не выдержала наплыва болельщиков и обрушилась. Погибли и пострадали десятки людей.

   
   

Это не остановило фанатов — столкновения на стадионе продолжались даже во время эвакуации убитых и раненых.

В результате трагедии погибли 39 человек, 32 из которых были итальянцами, 4 — бельгийцами, 2 — французами и 1 — ирландцем. Около 600 человек получили ранения.

Железная леди теряет терпение

И тогда, и сейчас защитники футбольных «ультрас» доказывали, что главная вина за гибель людей лежит не на хулиганах, а на стражах правопорядка, не обеспечивших безопасность, а также на организаторах, разрешивших проведение матча на морально устаревшем стадионе.

В этих словах есть доля правды, но нужно признать — трагедии бы не было, если бы не бесчинства футбольных хулиганов.

Трагедия на «Эйзеле» исчерпала терпение чиновников УЕФА по отношению к англичанам. Было вынесено беспрецедентное решение об отстранении английских клубов от участия в еврокубках сроком на пять лет.

В Англии это решение приняли как должное. Премьер-министр страны Маргарет Тэтчер по прозвищу Железная леди, к тому времени разгромившая в войне за Фолкленды Аргентину и буквально уничтожившая профсоюзное движение, решила взяться за футбольных хулиганов.

С точки зрения Тэтчер, хулиганские группировки были ещё одной формой покушения на насаждаемый ею порядок. А значит, и борьба с ними должна вестись столь же беспощадно.

Железная леди создала специальный «военный кабинет» для борьбы с фанатскими группировками. В 1986 году был утверждён «Акт по обеспечению общественного порядка» — первый из семи пакетов законов, касающихся футбола, которые будут приняты в Великобритании в последующие 15 лет.

Их разыскивает полиция

Меры, принятые госпожой Тэтчер, были по-настоящему «драконовскими». В дни матчей в окрестностях футбольных стадионов была запрещена торговля спиртным, что для английских болельщиков, привыкших «подогреваться» перед играми, было весьма суровым ограничением.

Но это было только началом. Власти вынашивали план введения системы, по которой на стадионе можно было бы появляться только с именной карточкой болельщика. Тем, у кого их нет, вход на футбольные арены должен был быть закрыт совсем.

Такая мера была запущена в экспериментальном порядке и всеобщей не стала, однако она указала общее направление работы.

Тэтчер развязала руки британским правоохранительным органам, перед которыми была поставлена задача — исключить возможность того, чтобы хулиганы оставались неопознанными.

Все английские стадионы и их окрестности стали оборудоваться видеокамерами, позволявшими фиксировать участников стычек.

Фотографии тех, кто был замечен в противоправных действиях, публиковались в прессе, и их розыск шёл столь же упорно, как розыск грабителей и убийц.

Наказания для футбольных хулиганов были ужесточены, и вскоре лидеры и активные участники «банд» оказались на скамье подсудимых.

Новые арены и пожизненные дисквалификации

В 1989 году в Англии случилась новая трагедия — 15 апреля 1989 года на стадионе «Хиллсборо» в Шеффилде во время полуфинального матча Кубка Англии по футболу между клубами «Ноттингем Форест» и «Ливерпуль» произошла давка, в которой погибли 96 и пострадали 766 человек.

Современные расследования той катастрофы приходят к выводу, что главная вина за происшедшее лежит на организаторах матча и полиции. Но в 1989 году Маргарет Тэтчер, исходя из своих соображений, при помощи СМИ сделала акцент на вине в гибели людей футбольных хулиганов.

Были приняты новые жёсткие меры — фанатам, осуждённым за преступления, совершённые на стадионах или около них, пожизненно запрещалось посещать спортивные мероприятия.

Важной вехой в изменениях в английском футболе стал опубликованный в 1990 году так называемый «доклад Тейлора». Лорд Тейлор, анализируя причины трагедии на стадионе «Хиллсборо», предложил целый ряд мер, которые должны были изменить ситуацию на английских стадионах.

Одной из главных мер была модернизация стадионов. Помимо оборудования их видеокамерами, было установлено, что все стадионы команд высших дивизионов должны быть оборудованы только индивидуальными сидячими местами, на каждое из которых имеется только один билет.

Кроме того, была разработана многоуровневая система контроля за продажей билетов и допуском болельщиков на стадионы. Суть её сводилась к одному — людям, представляющим опасность для окружающих, вход на трибуны должен был быть закрыт.

Для особо буйных — крайние меры

Политика, начатая Маргарет Тэтчер, была продолжена властями Великобритании в 1990–2000-х годах.

Сегодня любой англичанин, который хотя бы раз был замечен в противоправных действиях рядом со стадионами, немедленно попадает в картотеку правоохранительных органов. Накануне крупных футбольных турниров у неблагонадёжных английская полиция попросту изымает паспорта, дабы граждане не имели возможности покинуть Туманный Альбион.

Во времена правления Тэтчер после отстранения английских клубов от участия в еврокубках английские фанаты пускались во все тяжкие на выездных матчах сборной. Тогда Железная леди поступила просто: властям той страны, куда отправлялись хулиганы, посылалось уведомление о том, что Великобритания как должное примет любые меры, применяемые местными правоохранительными органами по отношению к ним.

Во время чемпионата мира – 1990 в Италии особо буйных и неугомонных англичан итальянские стражи порядка просто сбрасывали в море. Неизвестно, утонул ли кто-нибудь из них во время подобных экзекуций, но официальный Лондон никаких протестов не выражал.

Такая политика дала свои плоды: чемпионат Англии, некогда гремевший на всю Европу поножовщиной на трибунах, сегодня является одним из самых посещаемых и коммерчески успешных. Ходить на футбол в Англии не страшно, а престижно.

Это не значит, что английских футбольных хулиганов удалось полностью извести. Любая либерализация законов, предпринимаемая в Англии, ведёт к новому обострению старой проблемы.

Но надо признать — то, что случилось на Евро-2016 во Франции, в современной Англии просто невозможно.